Библия из Совиньи. Шестоднев творения. Миниатюра
Мулен, Муниципальная библиотека
На этой миниатюре представлен полный цикл шестоднева творения вплоть до искушения прародителей (см. Быт 1-3).
Церковь в Навечерие Пасхи прославляет Господа за еще более великое дело – за искупление человечества и вселенной:
1. Каков замысел Бога о человеке? | |
Бог, Сам в Себе бесконечно Совершенный и Благой, по промыслу чистой доброты Своей и по Своей свободной воле создал человека, чтобы он участвовал в Его блаженной жизни. Когда исполнилась полнота времен, Бог Отец послал Своего Сына как Искупителя и Спасителя людей, впавших в грех, призывая их в Свою Церковь и усыновляя их действием Святого Духа, и сделал наследниками Его вечного блаженства.
|
1-25 |
Глава первая Человек способен принять Бога | |
«Велик Ты, Господи, и всемерно достоин хвалы <...>. Ты создал нас для Себя, и неспокойно сердце наше, пока не успокоится в Тебе» (св. Августин).
|
30 |
2. Почему сердце человека жаждет Бога? | |
Бог Сам, сотворив человека по Своему образу, вписал в его сердце жажду видеть Его. Хотя человек нередко не осознает этого желания, Бог не перестает привлекать его к Себе, дабы он жил и находил в Нем полноту истины и счастья, которую без устали ищет. Поэтому человек по природе и по призванию – существо религиозное, способное войти в общение с Богом. Эта глубинная и жизненная связь с Богом открывает человеку его сокровенное достоинство.
|
27-30 44-45 |
3. Можно ли познать Бога благодаря лишь свету разума? | |
Беря за отправную точку творение, то есть материальный мир и человеческую личность, человек благодаря лишь естественному свету разума может определенно познавать Бога как начало и конец Вселенной и как высшее благо, истину и бесконечную красоту.
|
31-36 46-47 |
4. Достаточно ли света разума для познания тайны Бога? | |
Человек в познании Бога лишь светом разума встречает множество трудностей. Более того, он не может собственными силами проникнуть в глубины Божественной тайны. Поэтому Богу было угодно просветить его Своим Откровением – не только по отношению к истинам, превосходящим понимание человека, но и по отношению к религиозным и нравственным истинам, которые сами по себе, хотя и доступны разуму, но тем самым могут быть познаны всеми без труда, с твердой уверенностью и без примеси заблуждения.
|
37-38 |
5. Как можно говорить о Боге? | |
О Боге можно говорить всем людям и со всеми людьми, исходя из многочисленных совершенств человека и других творений, которые есть отражение, хотя и весьма ограниченное, бесконечного совершенства Бога. Но все же надлежит постоянно совершенствовать наш язык, очищая его от всего образного и несовершенного и хорошо понимая, что мы никогда не сможем в полной мере выразить бесконечную тайну Бога.
|
39-43 48-49 |
Глава вторая Бог идет навстречу человеку | |
Божие Откровение | |
6. Что Бог открывает человеку? | |
Бог в Своей Благости и Премудрости открывает Себя человеку. В событиях и словах Он открывает Себя и Замысел Своего благоволения, предустановленный извечно во Христе во благо человека. Этот замысел заключается в том, чтобы по благодати Святого Духа сделать всех людей участниками Божественной жизни как детей усыновленных в Его Единственном Сыне.
|
50-53 68-69 |
7. Каковы первые этапы Божиего Откровения? | |
Бог с самого начала открывает Себя нашим прародителям, Адаму и Еве, и приглашает их к теснейшему общению с Ним. После их грехопадения Он не прерывает Откровение, но обещает спасение всем их потомкам. После потопа Он через Ноя устанавливает завет между Собой и всеми живыми существами.
|
54-58 70-71 |
8. Каковы последующие этапы Божиего Откровения? | |
Бог избирает Авраама, призвав его из его Земли, чтобы сделать из него «отца множества народов» (Быт 17,5), обещая ему благословить в нем «все племена земные» (Быт 12,3). Потомки Авраама будут хранителями обетования, данного патриархам. Бог сделал Израиль Своим избранным народом: спасши его Египетского рабства, заключает с ним Завет на Синае и через Моисея дает ему Свой Закон. Пророки возвещают полное искупление народа и спасение, которое будет простираться на все народы в новом и вечном Завете. Из народа Израиля, из колена царя Давида родится Мессия: Иисус.
|
59-64 72 |
9. Каково полное и окончательное Откровение Божие? | |
То, которое исполнилось в Его Воплощенном Слове, Иисусе Христе, Посреднике и Полноте Откровения. Он, Единородный Сын Бога, ставший человеком, есть совершенное и окончательное Слово Отца. С посланием Сына и даром Святого Духа Откровение уже завершено, хотя на протяжении веков христианской вере надлежит постепенно проникать в глубины его смысла.
|
65-66 73 |
«Поскольку Бог дал нам Своего Сына, Который есть единственное и исключительное Слово Его, Он разом все сказал нам в единственном Слове и ничего более пространного не имеет сказать» (св. Иоанн Креста).
|
|
10. Какую ценность имеют частные откровения? | |
Не принадлежа к залогу веры, они могут помочь жить по вере, если только неизменно ведут нас ко Христу. Учительство Церкви должно изучать подобные частные откровения; оно не может принимать откровения, претендующие превзойти или исправить Откровение, завершение которого – Христос.
|
67 |
Передача Божественного Откровения | |
11. Почему и каким образом передается Божие Откровение? | |
Бог «хочет чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2,4), то есть познали Иисуса Христа. Значит необходимо, чтобы Христос был возвещен всем людям, согласно Его повелению: «Идите и научите все народы» (Мф 28,19). Это и реализуется в Апостольском Предании.
|
74 |
12. Что такое Апостольское Предание (Традиция)? | |
Апостольское Предание (Традиция) – это передача вести Христовой, совершаемая с самых истоков христианства через проповедь, свидетельство, установления, культ, богодухновенные писания. Апостолы передали своим преемникам, епископам, а через них – всем поколениям вплоть до скончания века то, что они получили от Христа и что восприняли от Святого Духа.
|
75-79 83, 96,98 |
13. Каким образом осуществляется Апостольское Предание? | |
Апостольское Предание осуществляется двумя путями: живой передачей Божиего Слова (называется также просто Предание или Традиция) и Священным Писанием, которое есть собственно возвещение спасения, запечатленное в письменной форме.
|
76 |
14. Как связаны между собой Предание и Священное Писание? | |
Священное Предание и Священное Писание взаимно и тесно связаны между собой. Оба даруют Церкви присутствие плодоносной тайны Христовой и берут начало в одном и том же Божественном источнике: они составляют единый священный залог веры, из которого Церковь черпает свою уверенность во всех открытых истинах.
|
80-82 97 |
15. Кому передан залог веры? | |
Залог веры передан апостолами всей совокупности Церкви. Весь народ Божий посредством сверхъестественного чувства веры, поддерживаемый Святым Духом и направляемый Учительством Церкви, принимает Божественное Откровение, все глубже понимая его и все более совершенно применяя его в своей жизни.
|
84,91 94,99 |
16. Кому надлежит подлинно истолковывать залог веры? | |
Залог веры надлежит подлинно истолковывать лишь живому Учительству Церкви, то есть, Преемнику Петра, Епископу Рима и пребывающим в единстве с ним епископам. Учительству, которое в служении Божиему Слову пользуется твердой харизмой истины, надлежит определять догматы, которые есть формулировки истин, содержащихся в Божественном Откровении. Данная власть распространяется также на истины, бесспорно связанные с Откровением.
|
85-90 100 |
17. Как связаны между собой Писание, Предание и Учительство? | |
Они между собой так тесно связаны, что одно не существует без другого. Под действием Святого Духа они все вместе и каждое по своему действенно способствуют спасению людей.
|
95 |
Священное Писание | |
18. Почему Священное Писание учит истине? | |
Сам Бог – автор Священного Писания: поэтому оно называется богодухновенным и безошибочно учит тем истинам, которые необходимы для нашего спасения. Святой Дух действительно вдохновлял людей – авторов, которые записали все, чему Он хотел научить нас. Однако христианская вера – не «религия Книги», а религия Божиего Слова, «не написанного и немого слова, но Слова воплощенного и живого» (св. Бернард Клервоский).
|
105-108 135-136 |
19. Как нужно читать Священное Писание? | |
Священное Писание нужно читать и толковать с помощью Святого Духа и под водительством Учительства Церкви, согласно трем критериям: 1) внимание к содержанию и единству всего Писания; 2) чтение Писания в живом Предании Церкви; 3) внимание к аналогии веры, то есть, к связи истин веры между собой.
|
109-119 137 |
20. Что такое канон Писания? | |
Канон Писания – это полный список священных книг, которые Апостольское Предание позволило распознать Церкви. Канон включает в себя 46 книг Ветхого Завета и 27 – Нового.
|
120 138 |
21. Какое значение имеет Ветхий Завет для христиан? | |
Христиане почитают Ветхий Завет как истинное Слово Божие: все его книги богодухновенны и сохраняют неизменную ценность. Они свидетельствуют о педагогическом попечении спасительной любви Бога. Они были написаны в первую очередь для того, чтобы подготовить пришествие Христа, Спасителя Вселенной.
|
121-123 |
22. Какое значение имеет Новый Завет для христиан? | |
Новый Завет, протагонист которого – Иисус Христос, учит нас окончательной истине Божественного Откровения. В нем четыре Евангелия – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, – будучи первостепенными свидетельствами о жизни и учении Иисуса, составляют сердце всего Священного Писания и занимают уникальное место в Церкви.
|
124-127 139 |
23. В чем единство Ветхого и Нового Заветов? | |
Писание едино, поскольку едино Слово Божие, един спасительный замысел Бога, едина богодухновенность обоих Заветов. Ветхий Завет подготавливает Новый, а Новый завершает исполнение Ветхого: они проливают свет друг на друга.
|
128-130 141 |
24. Какова роль Священного Писания в жизни Церкви? | |
Священное Писание поддерживает и укрепляет жизнь Церкви. Для ее детей Писание – крепость веры, пища и источник духовной жизни, душа богословия и пастырской проповеди. «Слово Твое светильник ноге моей и свет стезе моей», – говорит Псалмопевец (Пс 119(118),105). Поэтому Церковь увещевает часто читать Священное Писание, ибо «не знать Писания – не знать Христа» (св. Иероним).
|
131-133 141 |
Глава третья Ответ человека Богу | |
Верую | |
25. Как человек отвечает Богу, открывающему Себя? | |
Человек, поддерживаемый Божественной благодатью, отвечает с послушанием веры, то есть полностью предает себя Богу и принимает Его Истину, достоверность которой гарантирована Самим Богом, ибо Он есть Сама Истина.
|
142-143 |
26. Кто в Священном Писании главный свидетель послушания веры? | |
Таких свидетелей много, но особо выделяются двое: который, подвергнувшись испытанию, «поверил Богу» (Рим 4,3) и всегда слушался Его зова, благодаря чему стал «отцом всех верующих» (Рим 4,11.18), и Дева Мария, совершенным образом воплощавшая в течение всей своей жизни послушание веры: «Fiat mihi secundum Verbum Tuum – Да будет Мне по Слову твоему» (Лк 1,38).
|
144-149 48-49 |
27. Что для человека означает вера в Бога? | |
Означает прилепиться к Самому Богу, доверяя Ему и абсолютно принимая все открытые Им истины, ибо Бог есть сама Истина. Означает веровать в Бога, Единого в трех Лицах: в Отца, и Сына и Святого Духа.
|
150-152 176-178 |
28. Каковы основные характеристики веры? | |
Вера – безвозмездный дар Бога, доступный всем, кто его смиренно испрашивает; сверхъестественная добродетель, необходимая для спасения. Акт веры – человеческое деяние, то есть, деяние разума человека, свободно принимающего Божественную истину по повелению воли, движимой Богом. Вера, кроме того, – конкретна, поскольку основывается на Слове Божием, и деятельна «любовью» (Гал 5,6); вера постоянно возрастает благодаря слушанию Слова Божия и молитве. Уже сейчас она дает нам предвкушать небесную радость.
|
153-165 179-180 183-184 |
29. Почему вера и знание не противоречат друг другу? | |
Хотя вера стоит выше разума, между верой и знанием никогда не может быть противоречия, потому что и вера, и знание берут свое начало от Бога. Именно Бог дарует человеку и свет разума, и веру.
|
159 |
«Верь, чтобы понимать, и понимай, чтобы верить» (св. Августин).
|
|
Мы веруем | |
30. Почему вера есть личное и, одновременно, церковное деяние? | |
Вера – личное деяние, поскольку является свободным ответом человека, открывающего себя Богу. Однако в то же время, она – церковное деяние, что выражается в исповедании: «Веруем». Действительно, верует именно Церковь: тем самым, по благодати Святого Духа, она предваряет, рождает и питает веру каждого христианина. Поэтому Церковь – Матерь и Наставница.
|
166-169 181 |
«Кому Церковь – не Мать, тому Бог – не Отец» (св. Киприан Карфагенский).
|
31. Почему важны формулы веры? | |
Формулы веры важны, потому что позволяют выражать, усваивать, осуществлять в таинствах истины веры и делиться этими истинами с другими людьми, пользуясь общим языком.
|
170-171 |
32. Что означает утверждение: вера Церкви едина? | |
Церковь, хотя и состоит из людей различных языков, культур и обрядов, единодушно исповедует единую веру, полученную от единого Господа и переданную единым Апостольским Преданием. Она исповедует Единого Бога – Отца, и Сына и Святого Духа – и указывает единственный путь спасения. Поэтому мы веруем единым сердцем и единой душой в то, что содержится в Слове Божием, в Писании либо в Предании, и во что Церковь предлагает верить как в богооткровенное. |
172-175 182 |