КАТЕХИЗИС
КАТОЛИЧЕСКОЙ
ЦЕРКВИ

Компендиум



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Исповедание веры



ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ

«Я ВЕРУЮ» – «МЫ ВЕРУЕМ»


Библия из Совиньи. Шестоднев творения. Миниатюра.

Библия из Совиньи. Шестоднев творения. Миниатюра
Мулен, Муниципальная библиотека



На этой миниатюре представлен полный цикл шестоднева творения вплоть до искушения прародителей (см. Быт 1-3).

«Как многочисленны дела Твои, Господи!
Все соделал Ты премудро;
земля полна произведений Твоих.
Это море – великое и пространное:
там пресмыкающиеся, которым нет числа,
животные малые с большими;
там плавают корабли,
там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.
Все они от Тебя ожидают,
чтобы Ты дал им пищу их в свое время.
Даешь им – принимают;
отверзаешь руку Твою – насыщаются благом...
Благослови, душа моя, Господа!» (Пс 104(103),24-28.35).

Церковь в Навечерие Пасхи прославляет Господа за еще более великое дело – за искупление человечества и вселенной:

«Всемогущий, вечный Боже,
Ты велик во всех Твоих деяниях.
Даруй людям, Тобою искупленным,
разумение того, что заклание Христа –
Пасхи нашей в конце времен –
не менее величественно,
чем сотворение мира в начале».



1. Каков замысел Бога о человеке?
 

Бог, Сам в Себе бесконечно Совершенный и Благой, по промыслу чистой доброты Своей и по Своей свободной воле создал человека, чтобы он участвовал в Его блаженной жизни. Когда исполнилась полнота времен, Бог Отец послал Своего Сына как Искупителя и Спасителя людей, впавших в грех, призывая их в Свою Церковь и усыновляя их действием Святого Духа, и сделал наследниками Его вечного блаженства.


1-25

Глава первая
Человек способен принять Бога

 

«Велик Ты, Господи, и всемерно достоин хвалы <...>. Ты создал нас для Себя, и неспокойно сердце наше, пока не успокоится в Тебе» (св. Августин).


30
2. Почему сердце человека жаждет Бога?
 

Бог Сам, сотворив человека по Своему образу, вписал в его сердце жажду видеть Его. Хотя человек нередко не осознает этого желания, Бог не перестает привлекать его к Себе, дабы он жил и находил в Нем полноту истины и счастья, которую без устали ищет. Поэтому человек по природе и по призванию – существо религиозное, способное войти в общение с Богом. Эта глубинная и жизненная связь с Богом открывает человеку его сокровенное достоинство.


27-30
44-45
3. Можно ли познать Бога благодаря лишь свету разума?
 

Беря за отправную точку творение, то есть материальный мир и человеческую личность, человек благодаря лишь естественному свету разума может определенно познавать Бога как начало и конец Вселенной и как высшее благо, истину и бесконечную красоту.


31-36
46-47
4. Достаточно ли света разума для познания тайны Бога?
 

Человек в познании Бога лишь светом разума встречает множество трудностей. Более того, он не может собственными силами проникнуть в глубины Божественной тайны. Поэтому Богу было угодно просветить его Своим Откровением – не только по отношению к истинам, превосходящим понимание человека, но и по отношению к религиозным и нравственным истинам, которые сами по себе, хотя и доступны разуму, но тем самым могут быть познаны всеми без труда, с твердой уверенностью и без примеси заблуждения.


37-38
5. Как можно говорить о Боге?
 

О Боге можно говорить всем людям и со всеми людьми, исходя из многочисленных совершенств человека и других творений, которые есть отражение, хотя и весьма ограниченное, бесконечного совершенства Бога. Но все же надлежит постоянно совершенствовать наш язык, очищая его от всего образного и несовершенного и хорошо понимая, что мы никогда не сможем в полной мере выразить бесконечную тайну Бога.


39-43
48-49

Глава вторая
Бог идет навстречу человеку

 

Божие Откровение

 
6. Что Бог открывает человеку?
 

Бог в Своей Благости и Премудрости открывает Себя человеку. В событиях и словах Он открывает Себя и Замысел Своего благоволения, предустановленный извечно во Христе во благо человека. Этот замысел заключается в том, чтобы по благодати Святого Духа сделать всех людей участниками Божественной жизни как детей усыновленных в Его Единственном Сыне.


50-53
68-69
7. Каковы первые этапы Божиего Откровения?
 

Бог с самого начала открывает Себя нашим прародителям, Адаму и Еве, и приглашает их к теснейшему общению с Ним. После их грехопадения Он не прерывает Откровение, но обещает спасение всем их потомкам. После потопа Он через Ноя устанавливает завет между Собой и всеми живыми существами.


54-58
70-71
8. Каковы последующие этапы Божиего Откровения?
 

Бог избирает Авраама, призвав его из его Земли, чтобы сделать из него «отца множества народов» (Быт 17,5), обещая ему благословить в нем «все племена земные» (Быт 12,3). Потомки Авраама будут хранителями обетования, данного патриархам. Бог сделал Израиль Своим избранным народом: спасши его Египетского рабства, заключает с ним Завет на Синае и через Моисея дает ему Свой Закон. Пророки возвещают полное искупление народа и спасение, которое будет простираться на все народы в новом и вечном Завете. Из народа Израиля, из колена царя Давида родится Мессия: Иисус.


59-64
72
9. Каково полное и окончательное Откровение Божие?
 

То, которое исполнилось в Его Воплощенном Слове, Иисусе Христе, Посреднике и Полноте Откровения. Он, Единородный Сын Бога, ставший человеком, есть совершенное и окончательное Слово Отца. С посланием Сына и даром Святого Духа Откровение уже завершено, хотя на протяжении веков христианской вере надлежит постепенно проникать в глубины его смысла.


65-66
73

«Поскольку Бог дал нам Своего Сына, Который есть единственное и исключительное Слово Его, Он разом все сказал нам в единственном Слове и ничего более пространного не имеет сказать» (св. Иоанн Креста).


 
10. Какую ценность имеют частные откровения?
 

Не принадлежа к залогу веры, они могут помочь жить по вере, если только неизменно ведут нас ко Христу. Учительство Церкви должно изучать подобные частные откровения; оно не может принимать откровения, претендующие превзойти или исправить Откровение, завершение которого – Христос.


67

Передача Божественного Откровения

 
11. Почему и каким образом передается Божие Откровение?
 

Бог «хочет чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2,4), то есть познали Иисуса Христа. Значит необходимо, чтобы Христос был возвещен всем людям, согласно Его повелению: «Идите и научите все народы» (Мф 28,19). Это и реализуется в Апостольском Предании.


74
12. Что такое Апостольское Предание (Традиция)?
 

Апостольское Предание (Традиция) – это передача вести Христовой, совершаемая с самых истоков христианства через проповедь, свидетельство, установления, культ, богодухновенные писания. Апостолы передали своим преемникам, епископам, а через них – всем поколениям вплоть до скончания века то, что они получили от Христа и что восприняли от Святого Духа.


75-79
83,
96,98
13. Каким образом осуществляется Апостольское Предание?
 

Апостольское Предание осуществляется двумя путями: живой передачей Божиего Слова (называется также просто Предание или Традиция) и Священным Писанием, которое есть собственно возвещение спасения, запечатленное в письменной форме.


76
14. Как связаны между собой Предание и Священное Писание?
 

Священное Предание и Священное Писание взаимно и тесно связаны между собой. Оба даруют Церкви присутствие плодоносной тайны Христовой и берут начало в одном и том же Божественном источнике: они составляют единый священный залог веры, из которого Церковь черпает свою уверенность во всех открытых истинах.


80-82
97
15. Кому передан залог веры?
 

Залог веры передан апостолами всей совокупности Церкви. Весь народ Божий посредством сверхъестественного чувства веры, поддерживаемый Святым Духом и направляемый Учительством Церкви, принимает Божественное Откровение, все глубже понимая его и все более совершенно применяя его в своей жизни.


84,91
94,99
16. Кому надлежит подлинно истолковывать залог веры?
 

Залог веры надлежит подлинно истолковывать лишь живому Учительству Церкви, то есть, Преемнику Петра, Епископу Рима и пребывающим в единстве с ним епископам. Учительству, которое в служении Божиему Слову пользуется твердой харизмой истины, надлежит определять догматы, которые есть формулировки истин, содержащихся в Божественном Откровении. Данная власть распространяется также на истины, бесспорно связанные с Откровением.


85-90
100
17. Как связаны между собой Писание, Предание и Учительство?
 

Они между собой так тесно связаны, что одно не существует без другого. Под действием Святого Духа они все вместе и каждое по своему действенно способствуют спасению людей.


95

Священное Писание

 
18. Почему Священное Писание учит истине?
 

Сам Бог – автор Священного Писания: поэтому оно называется богодухновенным и безошибочно учит тем истинам, которые необходимы для нашего спасения. Святой Дух действительно вдохновлял людей – авторов, которые записали все, чему Он хотел научить нас. Однако христианская вера – не «религия Книги», а религия Божиего Слова, «не написанного и немого слова, но Слова воплощенного и живого» (св. Бернард Клервоский).


105-108
135-136
19. Как нужно читать Священное Писание?
 

Священное Писание нужно читать и толковать с помощью Святого Духа и под водительством Учительства Церкви, согласно трем критериям: 1) внимание к содержанию и единству всего Писания; 2) чтение Писания в живом Предании Церкви; 3) внимание к аналогии веры, то есть, к связи истин веры между собой.


109-119
137
20. Что такое канон Писания?
 

Канон Писания – это полный список священных книг, которые Апостольское Предание позволило распознать Церкви. Канон включает в себя 46 книг Ветхого Завета и 27 – Нового.


120
138
21. Какое значение имеет Ветхий Завет для христиан?
 

Христиане почитают Ветхий Завет как истинное Слово Божие: все его книги богодухновенны и сохраняют неизменную ценность. Они свидетельствуют о педагогическом попечении спасительной любви Бога. Они были написаны в первую очередь для того, чтобы подготовить пришествие Христа, Спасителя Вселенной.


121-123
22. Какое значение имеет Новый Завет для христиан?
 

Новый Завет, протагонист которого – Иисус Христос, учит нас окончательной истине Божественного Откровения. В нем четыре Евангелия – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, – будучи первостепенными свидетельствами о жизни и учении Иисуса, составляют сердце всего Священного Писания и занимают уникальное место в Церкви.


124-127
139
23. В чем единство Ветхого и Нового Заветов?
 

Писание едино, поскольку едино Слово Божие, един спасительный замысел Бога, едина богодухновенность обоих Заветов. Ветхий Завет подготавливает Новый, а Новый завершает исполнение Ветхого: они проливают свет друг на друга.


128-130
141
24. Какова роль Священного Писания в жизни Церкви?
 

Священное Писание поддерживает и укрепляет жизнь Церкви. Для ее детей Писание – крепость веры, пища и источник духовной жизни, душа богословия и пастырской проповеди. «Слово Твое светильник ноге моей и свет стезе моей», – говорит Псалмопевец (Пс 119(118),105). Поэтому Церковь увещевает часто читать Священное Писание, ибо «не знать Писания – не знать Христа» (св. Иероним).


131-133
141

Глава третья
Ответ человека Богу

 

Верую

 
25. Как человек отвечает Богу, открывающему Себя?
 

Человек, поддерживаемый Божественной благодатью, отвечает с послушанием веры, то есть полностью предает себя Богу и принимает Его Истину, достоверность которой гарантирована Самим Богом, ибо Он есть Сама Истина.


142-143
26. Кто в Священном Писании главный свидетель послушания веры?
 

Таких свидетелей много, но особо выделяются двое: который, подвергнувшись испытанию, «поверил Богу» (Рим 4,3) и всегда слушался Его зова, благодаря чему стал «отцом всех верующих» (Рим 4,11.18), и Дева Мария, совершенным образом воплощавшая в течение всей своей жизни послушание веры: «Fiat mihi secundum Verbum Tuum – Да будет Мне по Слову твоему» (Лк 1,38).


144-149
48-49
27. Что для человека означает вера в Бога?
 

Означает прилепиться к Самому Богу, доверяя Ему и абсолютно принимая все открытые Им истины, ибо Бог есть сама Истина. Означает веровать в Бога, Единого в трех Лицах: в Отца, и Сына и Святого Духа.


150-152
176-178
28. Каковы основные характеристики веры?
 

Вера – безвозмездный дар Бога, доступный всем, кто его смиренно испрашивает; сверхъестественная добродетель, необходимая для спасения. Акт веры – человеческое деяние, то есть, деяние разума человека, свободно принимающего Божественную истину по повелению воли, движимой Богом. Вера, кроме того, – конкретна, поскольку основывается на Слове Божием, и деятельна «любовью» (Гал 5,6); вера постоянно возрастает благодаря слушанию Слова Божия и молитве. Уже сейчас она дает нам предвкушать небесную радость.


153-165
179-180
183-184
29. Почему вера и знание не противоречат друг другу?
 

Хотя вера стоит выше разума, между верой и знанием никогда не может быть противоречия, потому что и вера, и знание берут свое начало от Бога. Именно Бог дарует человеку и свет разума, и веру.


159

«Верь, чтобы понимать, и понимай, чтобы верить» (св. Августин).


 

Мы веруем

 
30. Почему вера есть личное и, одновременно, церковное деяние?
 

Вера – личное деяние, поскольку является свободным ответом человека, открывающего себя Богу. Однако в то же время, она – церковное деяние, что выражается в исповедании: «Веруем». Действительно, верует именно Церковь: тем самым, по благодати Святого Духа, она предваряет, рождает и питает веру каждого христианина. Поэтому Церковь – Матерь и Наставница.


166-169
181

«Кому Церковь – не Мать, тому Бог – не Отец» (св. Киприан Карфагенский).


31. Почему важны формулы веры?
 

Формулы веры важны, потому что позволяют выражать, усваивать, осуществлять в таинствах истины веры и делиться этими истинами с другими людьми, пользуясь общим языком.


170-171
32. Что означает утверждение: вера Церкви едина?
 

Церковь, хотя и состоит из людей различных языков, культур и обрядов, единодушно исповедует единую веру, полученную от единого Господа и переданную единым Апостольским Преданием. Она исповедует Единого Бога – Отца, и Сына и Святого Духа – и указывает единственный путь спасения. Поэтому мы веруем единым сердцем и единой душой в то, что содержится в Слове Божием, в Писании либо в Предании, и во что Церковь предлагает верить как в богооткровенное.

172-175
182



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД