КАТЕХИЗИС
КАТОЛИЧЕСКОЙ
ЦЕРКВИ

Компендиум



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Совершение христианской тайны



ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ

ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО ТАИНСТВ


Капелла «Redemptoris Mater», Мозаика крыла, посвященного Воплощению, Град Ватикан

Капелла «Redemptoris Mater», Мозаика крыла, посвященного Воплощению, Град Ватикан



Крестная Жертва – источник домостроительства таинств Церкви. На мозаике Мария, символ Церкви, левой рукой собирает изливающиеся из пронзенного бока Иисуса кровь и воду, символы таинств Церкви:

«Придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней; но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин 19,34).

Св. Августин так истолковывает этот отрывок:

«Итак, Господь наш Христос в страдании предложил за нас то, что в рождении принял от нас, стал в вечности Первосвященником, распорядился, чтобы приносилась Жертва, которую вы видите, то есть Его Тело и Его Кровь. Воистину, Тело Его, пронзенное копьем, источило воду и кровь, коими омыты наши грехи. Вспоминая об этой благодати, совершая ваше спасение (ведь Сам Бог совершает это в вас), со страхом и трепетом приступайте к приобщению от этого алтаря. Узнайте в этом хлебе то же самое [Тело], что висело на кресте, а в чаше – ту же самую [Кровь], что излилась из Его бока. Так и древние жертвоприношения народа Божия во всем их многообразии предвосхищали ту единственную жертву, что должна была быть совершена. Христос одновременно есть и агнец, по невинности Своей чистой души, и козел отпущения, по Своей плоти, подобной греховной плоти. И все иное, многообразно и различно предвосхищенное в жертвах Ветхого Завета, относится лишь к этой [Жертве], явленной в Новом Завете.

Посему примите и вкусите Тело Христово, ныне, когда и вы стали членами Христа в Теле Христовом; примите и пейте Кровь Христову. Дабы не отделиться, вкусите то, что соединяет вас; дабы не почитать себя за ничто, пейте цену вашего искупления. Как то, что вы здесь вкушаете и пьете, преображается в вас, так и вы преображаетесь в Тело Христово, если живете в послушании и преданности Ему. Он же, накануне Своих Страстей, совершая Пасху с учениками Своими, взял хлеб, благословил его, говоря: Сие есть Тело Мое, которое за вас предается. Тем же образом благословил Чашу и дал ее, говоря: Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Об этом вы уже читали или слышали в Евангелии, но не знаете, что эта Евхаристия – Сам Сын; но теперь же с очищенным сердцем, незапятнанной совестью и телом, омытым чистой водой, приступите к Нему и просветитесь, и лице ваше не постыдится» (Беседа 228В).



218. Что такое литургия?
 

Литургия – прославление Тайны Христовой, в особенности, Его Пасхальной тайны. В ней через священническое служение Иисуса Христа видимыми знаками знаменуется и совершается освящение людей, а Мистическим Телом Христа, т.е. Главой и членами, воздается общественное поклонение, подобающее Богу.


1066-1070
219. Какое место литургия занимает в жизни Церкви?
 

Литургия, священнодействие по преимуществу, есть вершина, к которой направлено делание Церкви, и одновременно источник, из которого проистекает вся ее жизненная сила. Посредством литургии Христос продолжает в Своей Церкви, в ней и через нее, дело нашего искупления.


1071-1075
220. В чем состоит домостроительство таинств?
 

Домостроительство таинств состоит в сообщении плодов Христова искупления «доколе Он придет» (1 Кор 11,26) через совершение таинств Церкви, в высшей степени – через совершение Евхаристии.


1076

Глава первая
Пасхальная тайна во время Церкви

 

Литургия – Дело Пресвятой Троицы

 
221. В каком смысле Отец есть Источник и Цель литургии?
 

В литургии Отец преисполняет нас благословениями в Своем Сыне, воплотившемся, умершем и воскресшем ради нас, и изливает Духа Святого в наши сердца. В то же время Церковь благословляет Отца поклонением, хвалой и благодарением и молит о даре Его Сына и Святого Духа.


1077-1083
1110
222. Что совершает в литургии Христос?
 

В литургии Церкви Христос знаменует и осуществляет главным образом Тайну Своей Пасхи. Даровав Святого Духа апостолам, Он вверил им и их преемникам власть осуществлять дело спасения в Евхаристической Жертве и таинствах, в которых Он Сам сообщает верующим Свою благодать во все времена и по всему миру.


1084-1090
223. Как Святой Дух действует в Церкви во время литургии?
 

В литургии осуществляется теснейшее сотрудничество между Святым Духом и Церковью. Святой Дух готовит Церковь ко встрече с Господом; напоминает о Христе и являет Его собранию верующих; делает тайну Христа всегда присутствующей и всегда актуальной; объединяет Церковь с жизнью и миссией Христа и делает в ней плодоносным дар общения.


1091-1109
1112

Пасхальная тайна в таинствах Церкви

 
224. Что такое таинства и сколько их?
 

Таинства – это установленные Христом и вверенные Церкви видимые и действенные знаки благодати, через которые нам дается Божественная жизнь. Их семь: Крещение, Миропомазание (Конфирмация), Евхаристия, Покаяние, Елеопомазание больных, Священство, Брак.


1113-1131
225. Как таинства связаны с Христом?
 

Именно тайны жизни Христа – основа того, что теперь Христос раздает в таинствах через служителей своей Церкви.


1114-1116

«То, что было видимо в нашем Спасителе, перешло в Его таинства» (св. Лев Великий).


 
226. Какова связь таинств с Церковью?
 

Христос вверил таинства Своей Церкви. Они являются «таинствами Церкви» в двойном смысле: «через нее» – поскольку являются действиями Церкви, которая сама есть таинство действия Христа, и «для нее» – в том смысле, что они созидают Церковь.


1117-1119
227. Что такое печать (характер) таинства?
 

Духовная печать, сообщаемая таинствами Крещения, Миропомазания и Священства, обещание и гарантия Божественной защиты. Силой такой печати христианин сообразуется Христу, различным образом участвует в Его священстве и становится частью Церкви, соответственно своему положению и исполняемым им функциям, то есть поставляется на поклонение Богу и служение Церкви. Поскольку печать (характер) неизгладима, таинства, сообщающие ее, можно получить лишь один раз в жизни.


1121
228. Как таинства соотносятся с верой?
 

Таинства не только предполагают веру, но укрепляют и выражают ее словами и обрядовыми элементами. Совершая таинства, Церковь исповедует апостольскую веру. Отсюда происходит древняя поговорка: «Lex orandi, lex credendi» («Закон молитвы – закон веры»), то есть, Церковь верует так, как молится.


1122-1126
1133
229. Почему таинства действенны?
 

Таинства действенны ex opere operato («по самому факту совершения [священнодействия]»), потому что Сам Христос действует в них и сообщает благодать, которую они знаменуют, независимо от личной святости служителя. Однако плоды таинств зависят также от предрасположения того, кто принимает их.


1127-1128
1131
230. Почему таинства необходимы для спасения?
 

Для верующих во Христа таинства необходимы для спасения, даже если не все они даются каждому отдельному верующему, поскольку сообщают тáинственную (сакраментальную) благодать, прощение грехов, усыновление Богом, уподобление Господу Христу и принадлежность Церкви. Святой Дух врачует и преображает тех, кто принимает таинства.


1129
231. Что такое тáинственная (сакраментальная) благодать?
 

Тáинственная (сакраментальная) благодать – это благодать Святого Духа, дарованная Христом и присущая каждому таинству. Эта благодать укрепляет верующего на пути освящения и тем самым помогает Церкви возрастать в любви и святости.


1129,1131
1134,2003
232. Как таинства связаны с вечной жизнью?
 

В таинствах Церковь уже предвещает вечную жизнь, хотя и «ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит 2,13).


1130

Глава вторая
Прославление в таинствах Пасхальной тайны

 

Совершение литургии Церкви

 

Кто совершает?

 
233. Кто действует в литургии?
 

В литургии действует «всецелый Христос» (Christus totus), Глава и Тело. Первосвященник, Он совершает литургию со Своим Телом, которое есть Церковь, небесная и земная.


1135-1137
1187
234. Кто совершает небесную литургию?
 

Небесную литургию совершают ангелы, святые Ветхого и Нового Завета, а именно: Божия Матерь, апостолы, мученики и «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр 7,9). Когда мы в таинствах совершаем тайну спасения, мы участвует в этой вечной литургии.


1138-1139
235. Каким образом Церковь на земле совершает литургию?
 

Церковь на земле совершает литургию как священнический народ, в котором каждый действует согласно своей миссии, в единстве Святого Духа: крещеные приносят духовную жертву; рукоположенные служители совершают литургию, согласно таинству Священству, полученному для служения всем членам Церкви; епископы и пресвитеры действуют в лице Христа-Главы.


1140-1144
1188

Как совершать?

 
236. Как должно совершать литургию?
 

Совершение литургии соткано из знаков и символов, значение которых укоренено в деле Творения и в человеческой культуре, уточнено в ветхозаветных событиях и открыто во всей полноте в Личности и деле Христа.


1145
237. Откуда происходят таинственные (сакраментальные) знаки?
 

Одни относятся к тварному миру (свет, вода, огонь, хлеб, вино, елей), другие – к социальной жизни (омовение, помазание, преломление хлеба), третьи – к ветхозаветному этапу истории спасения (обряды Пасхи, жертвоприношение, возложение рук, посвящение). Воспринятые Христом, эти знаки, часть которых нормативна и неизменна, становятся носителями спасительного и освящающего действия.


1146-1152
1189
238. Как жесты и слова связаны между собой в совершении таинств?
 

Жесты и слова тесно связаны между собой в совершении таинств. Действительно, хотя символические действия сами по себе уже представляют своего рода язык, тем не менее, необходимо, чтобы слова обряда их сопровождали и оживляли. Неразделимые как знак и учение, литургические слова и действия столь же неразрывны в воплощении того, что они означают.


1153-1155
1190
239. Согласно каким критериям пение и музыка должны исполнять свою функцию при совершении литургии?
 

Поскольку пение и музыка тесно связаны с литургическим действом, они должны отвечать следующим критериям: соответствие католическому учению текстов, извлеченных преимущественно из Священного Писания и литургических источников; выразительная красота молитвы; качество музыки; участие литургического собрания в исполнении; культурное богатство народа Божия; священный и торжественный характер богослужения. «Поющий молится дважды» (св. Августин).


1156-1158
1191
240. Зачем нужны священные изображения?
 

Образ Христа – литургическая икона по преимуществу. Иные изображения, на которых представлены Богородица и святые, означают прославленного в них Христа. Они возвещают ту же самую Евангельскую весть, которую Священное Писание передает словами, и пробуждают и питают веру в христианах.


1159-1161
1192

Когда совершать?

 
241. Что есть центр литургического времени?
 

Центр литургического времени – воскресный день, основание и ядро всего литургического года, вершина которого – ежегодное празднование Пасхи, праздников праздник.


1163-1167
1193
242. Какова функция литургического года?
 

В течение литургического года Церковь празднует всю тайну Христа – от Воплощения до Его Второго пришествия во славе. В определенные дни Церковь с особой любовью почитает Пресвятую Марию, Матерь Божию, и поминает святых, тех, кто жил ради Христа, страдал и был прославлен с Ним.


1168-1173
1194-1195
243. Что такое литургия Часов?
 

Литургия Часов, общественная и совместная молитва Церкви, есть молитва Христа и его Тела, Церкви. Посредством ее Тайна Христова, которую мы совершаем в Евхаристии, освещает и преображает течение каждого дня. Она включает в себя, главным образом, псалмы и иные библейские тексты, а также чтения из сочинений Отцов Церкви и духовных учителей.


1174-1178
1196

Где совершать?

 
244. Нужны ли Церкви особые места для совершения литургии?
 

Поклонение «в духе и истины» (Ин 4,24) Нового Завета не связано с каким-то исключительным местом, потому что Христос есть истинный Храм Божий, благодаря которому и каждый христианин, и вся Церковь, становятся под действием Святого Духа храмами Бога Живого. Однако Народу Божиему в земной жизни необходимы места, где община могла бы собираться для совершения литургии.


1179-1181
1197-1198
245. Что представляют собой священные здания?
 

Дом Божий, образ Церкви, живущей в именно в этом определенном месте, а также образ небесной обители. Это место молитвы, где Церковь совершает Евхаристию и поклоняется Христу, реально присутствующему в дарохранительнице.


1181
1198-1199
246. Каковы наиболее чтимые элементы видимого храма (священного здания)?
 

Алтарь, дарохранительница, хранилище святого мира и иных освященных елеев, трон епископа (кафедра) или священника, амвон, крещальная купель, исповедальня.


1182-1186

Литургическое разнообразие и совершение тайны

 
247. Почему единая тайна Христова совершается в Церкви согласно различным литургическим традициям?
 

Непостижимое богатство тайны Христовой невозможно исчерпать одной единственной литургической традицией. Вот почему с самого начала это богатство находило свое выражение в культурах разных народов и именно поэтому ему присущи удивительное разнообразие и взаимодополняемость.


1200-1204
1207-1209
248. Какой критерий обеспечивает единство в разнообразии?
 

Верность Апостольскому Преданию, то есть, общение в вере и таинствах, полученных от апостолов, – общение, знаменуемое и гарантированное Апостольским Преемством. Церковь имеет вселенский характер, следовательно, она может принять в свое единство все подлинные культурные богатства.


1209
249. Все ли неизменно в литургии?
 

В литургии, в особенности, в литургии таинств, существуют неизменные элементы, ибо они есть Божественное установление, верная хранительница которого – Церковь. Но есть и изменяемые элементы, которые Церковь должна, а порой даже обязана, приспосабливать к культуре различных народов.

1205-1206



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД