 |
КАТЕХИЗИС КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
Компендиум
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Совершение христианской тайны
ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ
ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО ТАИНСТВ

Капелла «Redemptoris Mater», Мозаика крыла, посвященного Воплощению, Град Ватикан
Крестная Жертва – источник домостроительства таинств Церкви. На мозаике Мария, символ Церкви, левой рукой собирает изливающиеся из пронзенного бока Иисуса кровь и воду, символы таинств Церкви:
«Придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней; но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин 19,34).
Св. Августин так истолковывает этот отрывок:
«Итак, Господь наш Христос в страдании предложил за нас то, что в рождении принял от нас, стал в вечности Первосвященником, распорядился, чтобы приносилась Жертва, которую вы видите, то есть Его Тело и Его Кровь. Воистину, Тело Его, пронзенное копьем, источило воду и кровь, коими омыты наши грехи. Вспоминая об этой благодати, совершая ваше спасение (ведь Сам Бог совершает это в вас), со страхом и трепетом приступайте к приобщению от этого алтаря. Узнайте в этом хлебе то же самое [Тело], что висело на кресте, а в чаше – ту же самую [Кровь], что излилась из Его бока. Так и древние жертвоприношения народа Божия во всем их многообразии предвосхищали ту единственную жертву, что должна была быть совершена. Христос одновременно есть и агнец, по невинности Своей чистой души, и козел отпущения, по Своей плоти, подобной греховной плоти. И все иное, многообразно и различно предвосхищенное в жертвах Ветхого Завета, относится лишь к этой [Жертве], явленной в Новом Завете.
Посему примите и вкусите Тело Христово, ныне, когда и вы стали членами Христа в Теле Христовом; примите и пейте Кровь Христову. Дабы не отделиться, вкусите то, что соединяет вас; дабы не почитать себя за ничто, пейте цену вашего искупления. Как то, что вы здесь вкушаете и пьете, преображается в вас, так и вы преображаетесь в Тело Христово, если живете в послушании и преданности Ему. Он же, накануне Своих Страстей, совершая Пасху с учениками Своими, взял хлеб, благословил его, говоря: Сие есть Тело Мое, которое за вас предается. Тем же образом благословил Чашу и дал ее, говоря: Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Об этом вы уже читали или слышали в Евангелии, но не знаете, что эта Евхаристия – Сам Сын; но теперь же с очищенным сердцем, незапятнанной совестью и телом, омытым чистой водой, приступите к Нему и просветитесь, и лице ваше не постыдится» (Беседа 228В).
218. Что такое литургия? | |
Литургия – прославление Тайны Христовой, в особенности, Его Пасхальной тайны. В ней через священническое служение Иисуса Христа видимыми знаками знаменуется и совершается освящение людей, а Мистическим Телом Христа, т.е. Главой и членами, воздается общественное поклонение, подобающее Богу.
|
1066-1070 |
219. Какое место литургия занимает в жизни Церкви? | |
Литургия, священнодействие по преимуществу, есть вершина, к которой направлено делание Церкви, и одновременно источник, из которого проистекает вся ее жизненная сила. Посредством литургии Христос продолжает в Своей Церкви, в ней и через нее, дело нашего искупления.
|
1071-1075 |
220. В чем состоит домостроительство таинств? | |
Домостроительство таинств состоит в сообщении плодов Христова искупления «доколе Он придет» (1 Кор 11,26) через совершение таинств Церкви, в высшей степени – через совершение Евхаристии.
|
1076 |
Глава первая Пасхальная тайна во время Церкви | |
Литургия – Дело Пресвятой Троицы | |
221. В каком смысле Отец есть Источник и Цель литургии? | |
В литургии Отец преисполняет нас благословениями в Своем Сыне, воплотившемся, умершем и воскресшем ради нас, и изливает Духа Святого в наши сердца. В то же время Церковь благословляет Отца поклонением, хвалой и благодарением и молит о даре Его Сына и Святого Духа.
|
1077-1083 1110 |
222. Что совершает в литургии Христос? | |
В литургии Церкви Христос знаменует и осуществляет главным образом Тайну Своей Пасхи. Даровав Святого Духа апостолам, Он вверил им и их преемникам власть осуществлять дело спасения в Евхаристической Жертве и таинствах, в которых Он Сам сообщает верующим Свою благодать во все времена и по всему миру.
|
1084-1090 |
223. Как Святой Дух действует в Церкви во время литургии? | |
В литургии осуществляется теснейшее сотрудничество между Святым Духом и Церковью. Святой Дух готовит Церковь ко встрече с Господом; напоминает о Христе и являет Его собранию верующих; делает тайну Христа всегда присутствующей и всегда актуальной; объединяет Церковь с жизнью и миссией Христа и делает в ней плодоносным дар общения.
|
1091-1109 1112 |
Пасхальная тайна в таинствах Церкви | |
224. Что такое таинства и сколько их? | |
Таинства – это установленные Христом и вверенные Церкви видимые и действенные знаки благодати, через которые нам дается Божественная жизнь. Их семь: Крещение, Миропомазание (Конфирмация), Евхаристия, Покаяние, Елеопомазание больных, Священство, Брак.
|
1113-1131 |
225. Как таинства связаны с Христом? | |
Именно тайны жизни Христа – основа того, что теперь Христос раздает в таинствах через служителей своей Церкви.
|
1114-1116 |
«То, что было видимо в нашем Спасителе, перешло в Его таинства» (св. Лев Великий).
|
|
226. Какова связь таинств с Церковью? | |
Христос вверил таинства Своей Церкви. Они являются «таинствами Церкви» в двойном смысле: «через нее» – поскольку являются действиями Церкви, которая сама есть таинство действия Христа, и «для нее» – в том смысле, что они созидают Церковь.
|
1117-1119 |
227. Что такое печать (характер) таинства? | |
Духовная печать, сообщаемая таинствами Крещения, Миропомазания и Священства, обещание и гарантия Божественной защиты. Силой такой печати христианин сообразуется Христу, различным образом участвует в Его священстве и становится частью Церкви, соответственно своему положению и исполняемым им функциям, то есть поставляется на поклонение Богу и служение Церкви. Поскольку печать (характер) неизгладима, таинства, сообщающие ее, можно получить лишь один раз в жизни.
|
1121 |
228. Как таинства соотносятся с верой? | |
Таинства не только предполагают веру, но укрепляют и выражают ее словами и обрядовыми элементами. Совершая таинства, Церковь исповедует апостольскую веру. Отсюда происходит древняя поговорка: «Lex orandi, lex credendi» («Закон молитвы – закон веры»), то есть, Церковь верует так, как молится.
|
1122-1126 1133 |
229. Почему таинства действенны? | |
Таинства действенны ex opere operato («по самому факту совершения [священнодействия]»), потому что Сам Христос действует в них и сообщает благодать, которую они знаменуют, независимо от личной святости служителя. Однако плоды таинств зависят также от предрасположения того, кто принимает их.
|
1127-1128 1131 |
230. Почему таинства необходимы для спасения? | |
Для верующих во Христа таинства необходимы для спасения, даже если не все они даются каждому отдельному верующему, поскольку сообщают тáинственную (сакраментальную) благодать, прощение грехов, усыновление Богом, уподобление Господу Христу и принадлежность Церкви. Святой Дух врачует и преображает тех, кто принимает таинства.
|
1129 |
231. Что такое тáинственная (сакраментальная) благодать? | |
Тáинственная (сакраментальная) благодать – это благодать Святого Духа, дарованная Христом и присущая каждому таинству. Эта благодать укрепляет верующего на пути освящения и тем самым помогает Церкви возрастать в любви и святости.
|
1129,1131 1134,2003 |
232. Как таинства связаны с вечной жизнью? | |
В таинствах Церковь уже предвещает вечную жизнь, хотя и «ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит 2,13).
|
1130 |
Глава вторая Прославление в таинствах Пасхальной тайны | |
Совершение литургии Церкви | |
Кто совершает? | |
233. Кто действует в литургии? | |
В литургии действует «всецелый Христос» (Christus totus), Глава и Тело. Первосвященник, Он совершает литургию со Своим Телом, которое есть Церковь, небесная и земная.
|
1135-1137 1187 |
234. Кто совершает небесную литургию? | |
Небесную литургию совершают ангелы, святые Ветхого и Нового Завета, а именно: Божия Матерь, апостолы, мученики и «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр 7,9). Когда мы в таинствах совершаем тайну спасения, мы участвует в этой вечной литургии.
|
1138-1139 |
235. Каким образом Церковь на земле совершает литургию? | |
Церковь на земле совершает литургию как священнический народ, в котором каждый действует согласно своей миссии, в единстве Святого Духа: крещеные приносят духовную жертву; рукоположенные служители совершают литургию, согласно таинству Священству, полученному для служения всем членам Церкви; епископы и пресвитеры действуют в лице Христа-Главы.
|
1140-1144 1188 |
Как совершать? | |
236. Как должно совершать литургию? | |
Совершение литургии соткано из знаков и символов, значение которых укоренено в деле Творения и в человеческой культуре, уточнено в ветхозаветных событиях и открыто во всей полноте в Личности и деле Христа.
|
1145 |
237. Откуда происходят таинственные (сакраментальные) знаки? | |
Одни относятся к тварному миру (свет, вода, огонь, хлеб, вино, елей), другие – к социальной жизни (омовение, помазание, преломление хлеба), третьи – к ветхозаветному этапу истории спасения (обряды Пасхи, жертвоприношение, возложение рук, посвящение). Воспринятые Христом, эти знаки, часть которых нормативна и неизменна, становятся носителями спасительного и освящающего действия.
|
1146-1152 1189 |
238. Как жесты и слова связаны между собой в совершении таинств? | |
Жесты и слова тесно связаны между собой в совершении таинств. Действительно, хотя символические действия сами по себе уже представляют своего рода язык, тем не менее, необходимо, чтобы слова обряда их сопровождали и оживляли. Неразделимые как знак и учение, литургические слова и действия столь же неразрывны в воплощении того, что они означают.
|
1153-1155 1190 |
239. Согласно каким критериям пение и музыка должны исполнять свою функцию при совершении литургии? | |
Поскольку пение и музыка тесно связаны с литургическим действом, они должны отвечать следующим критериям: соответствие католическому учению текстов, извлеченных преимущественно из Священного Писания и литургических источников; выразительная красота молитвы; качество музыки; участие литургического собрания в исполнении; культурное богатство народа Божия; священный и торжественный характер богослужения. «Поющий молится дважды» (св. Августин).
|
1156-1158 1191 |
240. Зачем нужны священные изображения? | |
Образ Христа – литургическая икона по преимуществу. Иные изображения, на которых представлены Богородица и святые, означают прославленного в них Христа. Они возвещают ту же самую Евангельскую весть, которую Священное Писание передает словами, и пробуждают и питают веру в христианах.
|
1159-1161 1192 |
Когда совершать? | |
241. Что есть центр литургического времени? | |
Центр литургического времени – воскресный день, основание и ядро всего литургического года, вершина которого – ежегодное празднование Пасхи, праздников праздник.
|
1163-1167 1193 |
242. Какова функция литургического года? | |
В течение литургического года Церковь празднует всю тайну Христа – от Воплощения до Его Второго пришествия во славе. В определенные дни Церковь с особой любовью почитает Пресвятую Марию, Матерь Божию, и поминает святых, тех, кто жил ради Христа, страдал и был прославлен с Ним.
|
1168-1173 1194-1195 |
243. Что такое литургия Часов? | |
Литургия Часов, общественная и совместная молитва Церкви, есть молитва Христа и его Тела, Церкви. Посредством ее Тайна Христова, которую мы совершаем в Евхаристии, освещает и преображает течение каждого дня. Она включает в себя, главным образом, псалмы и иные библейские тексты, а также чтения из сочинений Отцов Церкви и духовных учителей.
|
1174-1178 1196 |
Где совершать? | |
244. Нужны ли Церкви особые места для совершения литургии? | |
Поклонение «в духе и истины» (Ин 4,24) Нового Завета не связано с каким-то исключительным местом, потому что Христос есть истинный Храм Божий, благодаря которому и каждый христианин, и вся Церковь, становятся под действием Святого Духа храмами Бога Живого. Однако Народу Божиему в земной жизни необходимы места, где община могла бы собираться для совершения литургии.
|
1179-1181 1197-1198 |
245. Что представляют собой священные здания? | |
Дом Божий, образ Церкви, живущей в именно в этом определенном месте, а также образ небесной обители. Это место молитвы, где Церковь совершает Евхаристию и поклоняется Христу, реально присутствующему в дарохранительнице.
|
1181 1198-1199 |
246. Каковы наиболее чтимые элементы видимого храма (священного здания)? | |
Алтарь, дарохранительница, хранилище святого мира и иных освященных елеев, трон епископа (кафедра) или священника, амвон, крещальная купель, исповедальня.
|
1182-1186 |
Литургическое разнообразие и совершение тайны | |
247. Почему единая тайна Христова совершается в Церкви согласно различным литургическим традициям? | |
Непостижимое богатство тайны Христовой невозможно исчерпать одной единственной литургической традицией. Вот почему с самого начала это богатство находило свое выражение в культурах разных народов и именно поэтому ему присущи удивительное разнообразие и взаимодополняемость.
|
1200-1204 1207-1209 |
248. Какой критерий обеспечивает единство в разнообразии? | |
Верность Апостольскому Преданию, то есть, общение в вере и таинствах, полученных от апостолов, – общение, знаменуемое и гарантированное Апостольским Преемством. Церковь имеет вселенский характер, следовательно, она может принять в свое единство все подлинные культурные богатства.
|
1209 |
249. Все ли неизменно в литургии? | |
В литургии, в особенности, в литургии таинств, существуют неизменные элементы, ибо они есть Божественное установление, верная хранительница которого – Церковь. Но есть и изменяемые элементы, которые Церковь должна, а порой даже обязана, приспосабливать к культуре различных народов. |
1205-1206 |
|
 |