КАТЕХИЗИС
КАТОЛИЧЕСКОЙ
ЦЕРКВИ

Компендиум



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Совершение христианской тайны



ВТОРОЙ РАЗДЕЛ

СЕМЬ ТАИНСТВ ЦЕРКВИ


  

Рогийр ван дер Вейден. Семь таинств. Триптих.
Королевский музей изящных искусств, Антверпен



Семь таинств Церкви

Крещение
Миропомазание
Евхаристия
Покаяние
Елеопомазание больных
Священство
Брак

Septem Ecclesiae Sacramenta

Baptismum
Confirmatio
Eucharistia
Paenitentia
Unctio infirmorum
Ordo
Matrimonium


Таинства Церкви – плод искупительной Крестной жертвы Иисуса. На триптихе представлен храм, в котором совершаются семь таинств. У подножия Распятого – обессиленная Мария, поддерживаемая Иоанном, и благочестивые женщины. В глубине со вершающий мессу священник после пресуществления возносит гостию: тем самым показано, что Крестная Жертва повторяется под видом хлеба и вина в Евхаристическом богослужении.

На левой картине триптиха, представляющей боковую капеллу, изображены таинства Крещения, Миропомазания, преподаваемое епископом, и Покаяния. На правой же представлены таинство Священства, также преподаваемое епископом, таинства Брака и Елеопомазания больных.



250. Как различаются таинства Церкви?
 

Различают таинства христианского посвящения (Крещение, Миропомазание, или Конфирмация, Евхаристия); таинства исцеления (Покаяние и Помазание больных, или Елеосвящение, Соборование); таинства на службе общения и миссии верных (Священство и Брак). Они касаются важных моментов христианской жизни. Все таинства устремлены к Евхаристии «как к своей сугубой цели» (св. Фома Аквинский).


1210-1211

Глава первая
Таинства христианского посвящения

 
251. Как совершается христианское посвящение?
 

Оно совершается через таинства, закладывающие основы христианской жизни: верные Христовы возрождаются в Крещении, укрепляются Миропомазанием и насыщаются Евхаристией.


1212
1275

Таинство Крещения

 
252. Как называется первое таинство посвящения?
 

Оно носит, прежде всего, имя Крещение, в связи с основным обрядом, посредством которого совершается таинство: «крестить» означает «погрузить в воду». Крещаемый погружается в смерть Христа и воскресает с Ним как «новое творение» (2 Кор 5,17). Это таинство также называется «баней возрождения и обновления Святым Духом» (Тит 3,5), «просвещением», потому что крещеный становится «сыном света» (Еф 5,8).


1213-1216
1276-1277
253. Каковы прообразы Крещения в Ветхом Завете?
 

В Ветхом Завете представлены различные прообразы Крещения: вода, источник жизни и смерти; Ноев ковчег, спасающий водою; переход через Красное море, освобождающий Израиль из египетского рабства; переход через Иордан, вводящий Израиль во владение землей обетованной, образ вечной жизни.


1217-1222
254. Кто привел к исполнению все эти прообразы?
 

Иисус Христос. В начале Своего общественного служения Он крестится у Иоанна Крестителя в Иордане; на Кресте из Его пронзенного бока изливаются вода и кровь, символы Крещения и Евхаристии, а после Воскресения Он поручает апостолам миссию: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отцы и Сына и Святого Духа» (Мф 28,19).


1223-1224
255. С какого времени и кому Церковь преподает Крещение?
 

Со дня Пятидесятницы Церковь преподает Крещение уверовавшим в Иисуса Христа.


1226-1228
256. В чем заключается основной обряд Крещения?
 

Основной обряд Крещения состоит в погружении крещаемого в воду или в возлиянии воды на его голову одновременно с призыванием имени Отца и Сына и Святого Духа.


1229-1245
1278
257. Кто может получить Крещение?
 

Крещение может получить любой некрещеный человек.


1246-1252
258. Почему Церковь крестит младенцев?
 

Потому что рождаясь в состоянии первородного греха, они нуждаются в освобождении от власти тьмы и перенесении в Царство свободы детей Божиих.


1250
259. Что требуется от крещаемого?
 

От каждого крещаемого требуется исповедание веры, высказанное лично, если речь идет о взрослом, или родителями и Церковью, если речь идет о детях. Крестные родители и вся церковная община несут ответственность за подготовку ко Крещению (катехуменат, оглашение), равно как за развитие крещальной веры и благодати в новокрещенном.


1253-1255
260. Кто может крестить?
 

Обычным (ординарным) служителем таинства Крещения является епископ или священник; а в Латинской Церкви – также диакон. В случае необходимости может крестить любой человек, имеющий намерение совершить то, что совершает Церковь. Служитель таинства возливает воду на голову крещаемого и произносит тринитарную крещальную формулу: «Я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».


1256
1284
261. Необходимо ли Крещение для спасения?
 

Крещение необходимо для спасения тем, кому было возвещено Евангелие и у кого есть возможность просить об этом таинстве.


1257
262. Можно ли спастись без Крещения?
 

Поскольку Христос умер за всех, без Крещения могут спастись те, кто умирает за веру (Крещение кровью), катехумены (оглашаемые), а также все, кто под действием благодати, не зная Христа и Церкви, искренно ищет Бога и старается исполнить Его волю (Крещение желания). Что касается детей, умерших некрещеными, то Церковь в литургии вверяет их милосердию Божию.


1258-1261
1281-1283
263. Каковы плоды Крещения?
 

Крещение отпускает первородный грех, все личные грехи и кары за них; делает человека причастником Божественной жизни Троицы посредством освящающей благодати; сообщает благодать оправдания, которая сочетает со Христом и включает в Его Церковь; дает участие в священстве Христа и закладывает основу общения со всеми христианами; сообщает богословские добродетели и дары Святого Духа. Крещеный навсегда принадлежит Христу: поскольку отмечен неизгладимой печатью Христовой (характером).


1262-1274
1279-1280
264. Какое значение имеет христианское имя, данное при Крещении?
 

Имя очень важно, поскольку Бог знает каждого по его имени, то есть в его уникальности. В Крещении христианин получает свое имя в Церкви, предпочтительно – имя святого, который тем самым становится для него образцом святости и ходатайствует за него перед Богом.


2156-2159
2167

Таинство Миропомазания (Конфирмация)

 
265. Каково место Миропомазания в Божественном замысле о спасении?
 

В Ветхом Завете пророки возвещали, что Дух Господень почиет на ожидаемом Мессии и всем мессианском народе. Вся жизнь и миссия Иисуса Христа проходят в полном единстве со Святым Духом. Апостолы получают Святого Духа в день Пятидесятницы и возвещают «великие дела Божии» (Деян 2,11). Они передают новокрещеным дар Святого Духа через возложение рук. Веками Церковь продолжает жить Духом и передавать Его своим чадам.


1285-1288
1315
266. Почему это таинство называется Миропомазанием, или Конфирмацией?
 

Оно называется Миропомазанием (в Восточных Церквах: помазание святым миром) в силу главного обряда, который представляет собой помазание, умащение. Оно называется Конфирмацией, потому что подтверждает и укрепляет крещальную благодать.


1289
267. В чем состоит обряд, выражающий суть Миропомазания?
 

Обряд, выражающий суть Миропомазания, состоит в помазании святым миром (елеем, смешанным с бальзамом и освященным епископом), с возложением руки служителя, который произносит тайносовершительную формулу в зависимости от обряда. На Западе помазывается лоб крещеного со словами: «Прими знамение дара Святого Духа». В восточных Церквах византийского обряда помазание совершается также на других частях тела с произнесением формулы: «Печать дара Духа Святого».


1290-1301
1318
1320-1321
268. Каковы последствия Миропомазания?
 

Последствие Миропомазания – особое излияние Святого Духа, подобное дарованному в день Пятидесятницы. Это излияние налагает на душу неизгладимую печать и взращивает крещальную благодать; оно глубже укореняет человека в Божественном усыновлении; крепче связывает со Христом и Его Церковью; умножает в душе дары Святого Духа; дает особую силу, чтобы свидетельствовать о христианской вере.


1302-1305
1316-1317
269. Кто может получить это таинство?
 

Может и должен получить таинство Миропомазания – лишь единожды – всякий крещеный, еще не миропомазанный, который, чтобы таинство было наиболее действенным, обязан пребывать в состоянии благодати.


1306-1311
1319
270. Кто является служителем Миропомазания?
 

Изначальный служитель – епископ. Тем самым выражается связь миропомазанного с Церковью в ее апостольском измерении. Когда это таинство преподает священник – как обыкновенно происходит на Востоке, а в некоторых, особых случаях и на Западе, – пресвитер, соработник епископа, выражает связь с епископом и Церковью через святое миро, освященное епископом.


1312-1314

Таинство Евхаристии

 
271. Что такое Евхаристия?
 

Жертва Тела и Крови Господа Иисуса, которую Он установил, чтобы непрерывно увековечивать, вплоть до Своего второго пришествия, Крестную Жертву, вверив тем самым Своей Церкви воспоминание о Своей смерти и Своем воскресении. Евхаристия – знамение единства, узы милосердия, Пасхальный пир, на котором мы получаем Христа, и наша душа преисполняется благодати и обретает залог вечной жизни.


1322-1323
1409
272. Когда Иисус Христос установил Евхаристию?
 

В Святой (Великий) Четверг, совершая «в ночь, когда был предан» (1 Кор 11,23), Тайную Вечерю с апостолами.


1323
1337-1340
273. Как Он установил это таинство?
 

Собрав апостолов в горнице, Иисус взял в руки хлеб, преломил его и раздал им, говоря: «Примите и вкусите от него все, ибо это есть Тело Мое, которое за вас будет предано». Затем Он взял в руки чашу с вином и сказал ученикам: «Примите и пейте из нее все, ибо это есть чаша Крови моей нового и вечного завета, Которая за вас и за многих прольется во отпущение грехов. Это совершайте в память обо Мне».


1337-1340
1365,1406
274. Что знаменует собой Евхаристия в жизни Церкви?
 

Она – источник и вершина всей христианской жизни. В Евхаристии достигают своей вершины освящающие нас действия Бога и наше поклонение Ему. Она заключает в себе все духовное благо Церкви: Самого Христа, нашу Пасху. В Евхаристии выражены и реализованы общение Божественной жизни и единство Народа Божия. Через совершение Евхаристии мы уже здесь соединяемся с Небесной литургией и предвкушаем вечную жизнь.


1324-1327
1407
275. Как еще называется это таинство?
 

Неисчерпаемое богатство этого таинства выражено в различных названиях, каждое из которых отражает определенный его аспект. Наиболее часто оно называется: Евхаристия, Святая Месса, Вечеря Господня, Преломление хлеба, Евхаристическое собрание, Воспоминание страстей, смерти и воскресения Господа, Святая Жертва, Святая и Божественная Литургия, Святые Тайны, Пресвятое Таинство алтаря, Святое Причастие.


1328-1332
276. Какое место Евхаристия занимает в Божественном замысле о спасении?
 

В Ветхом Завете Евхаристия предвозвещена, прежде всего, в ежегодной пасхальной трапезе, во время которой евреи каждый год вкушают опресноки в память о поспешности спасительного бегства из Египта. Иисус возвещает Евхаристию в Своем учении и устанавливает ее, совершая с апостолами Тайную Вечерю во время пасхальной трапезы. Церковь всегда, особенно в воскресенье – в день воскресения Иисуса, совершала Евхаристию, исполняя повеление Господа: «Сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор 11,24).


1333-1344
277. Как совершается Евхаристия?
 

Совершение Евхаристии развивается в двух важнейших частях, составляющих единое целое поклонения: Литургия Слова, с возвещением и слушанием Слова Божия; Евхаристическая литургия с приношением хлеба и вина, анафорой, то есть, молитвой освящения, и Причастием.


1345-1355
1408
278. Кто является служителем совершения Евхаристии?
 

Священник (епископ или пресвитер), рукоположенный действительным образом, действующий в Лице Христа – Главы от имени Церкви.


1348
1411
279. Что существенно необходимо для совершения Евхаристии?
 

Пшеничный хлеб и виноградное вино.


1412
280. В каком смысле Евхаристия есть воспоминание Жертвы Христовой?
 

Евхаристия есть воспоминание в том смысле, что делает присутствующей и актуализирует Жертву Христову, принесенную на Кресте Отцу раз и навсегда ради человечества. Жертвенный характер Евхаристии выражается в самих словах ее установления: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается» и «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк 22,19-20). Крестная Жертва и Жертва Евхаристии – единое жертвоприношение. Жертва и приносящий Себя в жертву – одно и то же, различается лишь способ жертвоприношения: принесший Себя в кровавую Жертву на Кресте приносится в Жертву бескровную в Евхаристии.


1362-1367
281. Каким образом Церковь участвует в Евхаристической Жертве?
 

В Евхаристии Жертва Христова становится жертвой каждого члена Его Тела. Жизнь верных Христовых, их хвала, страдания, молитвы и труд слиты воедино с жизнью, хвалой, страданиями, молитвой и трудом Христа. Как жертва Евхаристия приносится также за всех верных, живых и усопших, в воздаяние за грехи всех людей, а также чтобы обрести у Бога духовные и материальные блага. С жертвой Христа соединяется и небесная Церковь.


1368-1372
1414
282. Каким образом Иисус присутствует в Евхаристии?
 

Иисус Христос присутствует в Евхаристии уникальным и несравненным образом. Он присутствует в ней воистину реально и сущностно: Телом и Кровью, душой и Божественным естеством. Следовательно, в Евхаристии тáинственным (сакраментальным) образом, то есть, в Евхаристических видах хлеба и вина, присутствует всецелый Христос – Бог и Человек.


1373-1375
1413
283. Что означает слово пресуществление?
 

Пресуществление означает преложение (то есть обращение) всей сущности хлеба в существо Тела Христова и всей сущности вина в Его Кровь. Это обращение осуществляется при Евхаристической молитве благодаря действенности слова Христова и действия Святого Духа. Тем не менее, доступные для органов чувств свойства хлеба и вина, так называемые «Евхаристические виды», остаются неизменными.


1376-1377
1413
284. Не разделяет ли Христа преломление хлеба?
 

Преломление хлеба не разделяет Христа: Он присутствует во всей полноте в каждом из Евхаристических видов и в каждой их частице.


1377
285. Как долго сохраняется Евхаристическое присутствие Христа?
 

Оно сохраняется до тех пор, пока существуют Евхаристические виды.


1377
286. Какого рода культ подобает Таинству Евхаристии?
 

Ему подобает культ поклонения, предписанный лишь по отношению к Богу, – как во время совершения Евхаристии, так и вне его. Церковь, заботливо сохраняя освященные Дары, приносит их к больным и к тем, кто в силу внешних причин не может участвовать в Святой Мессе; представляет их верным Христовым для торжественного поклонения, носит в процессии и приглашает часто приходить поклоняться Пресвятым Дарам в дарохранительнице.


1378-1381
1418
287. Почему Евхаристия есть Пасхальный пир?
 

Евхаристия – Пасхальный пир, поскольку Христос, таинственно совершая Свою пасху, дарует нам Свое Тело и Свою Кровь, предложенные в пищу и питие, и в Своей Жертве соединяет нас с Собой и друг с другом.


1382-1384
1391-1396
288. Что такое алтарь?
 

Алтарь – символ Самого Христа, присутствующего как приносимая Жертва (алтарь Крестного жертвоприношения) и данная нам небесная пища (алтарь Евхаристической трапезы).


1383
1410
289. Когда Церковь обязывает участвовать в Святой Мессе?
 

Церковь обязывает верных участвовать в Святой Мессе каждое воскресенье и в предписанные праздники, а также рекомендует участвовать в ней и в иные дни.


1389
1417
290. Когда нужно приступать ко Святому Причастию?
 

Церковь рекомендует верным Христовым причащаться, если они участвуют в Святой Мессе и у них есть должное расположение, и обязывает их причащаться по крайней мере раз в год, на Пасху.


1389
291. Что требуется для получения Святого Причастия?
 

Чтобы получить Святое Причастие, необходимо быть в полной мере включенным в Католическую Церковь и пребывать в состоянии благодати, то есть не иметь на совести смертного греха. Тот, кто сознает за собой тяжкий грех, должен прежде, чем приступить к Причастию, принять отпущение грехов в таинстве Примирения. Также важны духовная сосредоточенность, молитва, соблюдение предписанного Церковью поста и внешнее поведение (одежда, жесты) в знак почтения ко Христу.


1385-1389
1415
292. Каковы плоды Святого Причастия?
 

Святое Причастие укрепляет наш союз со Христом и Его Церковью, хранит и обновляет жизнь благодати, полученной при Крещении и Миропомазании, и дает нам возможность возрастать в любви к ближнему. Укрепляя нас в милосердии, оно отпускает легкие грехи и предохраняет от свершения смертных грехов в будущем.


1391-1397
1416
293. Когда возможно преподавать Святое Причастие христианам иных конфессий?
 

Католические священнослужители законно преподают Святое Причастие членам Восточных Церквей, не находящимся в полном общении с Католической Церковью, если они по своей воле этого просят и пребывают в правильном расположении.

Что касается членов иных Церковных общин, то католические священнослужители законно преподают Святое Причастие их верным, если они при наличии серьезной необходимости по своей воле этого просят, пребывая в правильном расположении и проявляя католическую веру в отношении этого Таинства.


1398-1401
294. Почему Евхаристия именуется «залог будущей славы»?
 

Потому что Евхаристия преисполняет нас всякой небесной благодати и всякого благословения, укрепляет нас в странствии по этой жизни и дает нам желание вечной жизни, соединяя уже здесь со Христом, восшедшим одесную Отца, с Небесной Церковью, Преблагословенной Девой и всеми святыми.


1402-1405

В Евхаристии мы «преломляем один хлеб – снадобье бессмертия, противоядие от смерти, чтобы вечно жить во Иисусе Христе» (св. Игнатий Антиохийский).


 

Глава вторая
Таинства исцеления

 
295. Зачем Христос установил таинства Покаяния и Елеопомазания больных?
 

Христос, Врачеватель души и тела, установил их, чтобы мы не утратили из-за греха новую жизнь, даруемую Им в таинствах христианского посвящения. Именно поэтому Христу было угодно, чтобы Церковь продолжала Его дело врачевания и спасения посредством этих двух таинств.


1420-1421
1426

Таинство Покаяния и Примирения

 
296. Как называется это таинство?
 

Оно называется: таинство Покаяния, Примирения, Прощения, Исповеди, Обращения.


1422-1424
297. Зачем после Крещения необходимо еще таинство Примирения?
 

Поскольку новая жизнь в благодати, полученная в Крещении, не исключает ни слабости человеческого естества, ни склонность ко греху (похоть), Христос установил это таинство для обращения крещеных, отдалившихся от Него из-за греха.


1425-1426
1484
298. Когда было установлено это таинство?
 

Воскресший Господь установил это таинство вечером в Пасху, когда явился Своим апостолам и сказал им: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20,22-23).


1485
299. Нуждаются ли крещеные в покаянии?
 

Призыв Иисуса к обращению и покаянию продолжает звучать в жизни крещеных. Обращение – непрерывное задание всей Церкви, которая свята, но заключает в своей собственной ограде грешников.


1427-1429
300. Что такое внутреннее покаяние?
 

Движение «сердца сокрушенного» (Пс 51(50),19), побуждаемого божественной благодатью ответить на милосердную любовь Бога. Оно предполагает сожаление и отвращение от совершенных грехов, твердое решение не грешить более в будущем и уповать на помощь Бога. Оно питается надеждой на милосердие Божие.


1430-1433
1490
301. В каких формах в христианской жизни проявляется покаяние?
 

Покаяние выражается в самых разнообразных формах, прежде всего, в посте, молитве и милостыне. Эти и многие другие формы покаяния христианин может исполнять в своей повседневной жизни, особым образом – во время Великого Поста и в пятницу, день покаяния.


1434-1439
302. Какие элементы выражают суть таинства Примирения?
 

Их два: действия человека, который обращается под воздействием Святого Духа, и отпущение грехов священником, который во Имя Христово дарует прощение и устанавливает способ воздаяния (епитимию).


1441-1449
303. Каковы действия кающегося?
 

Тщательное испытание совести; сокрушение или раскаяние (совершенное, если исходит из любви к Богу, и несовершенное, если основано на других мотивах), предполагающее решение более не грешить; исповедь, заключающаяся в исповедании грехов перед священником; удовлетворение, или исполнение определенных дел покаяния, налагаемых духовником на кающегося для возмещения ущерба, причиненного грехом.


1450-1460
1487-1492
304. В каких грехах нужно исповедоваться?
 

Нужно исповедоваться во всех тяжких грехах, еще не исповеданных, которые приходят нам на память после тщательного испытания совести. Исповедь в тяжких грехах – единственный ординарный (обычный) способ получить прощение.


1456
305. Когда обязательно исповедоваться в тяжких грехах?
 

Всякий верующий, достигший сознательного возраста, обязан исповедоваться в своих тяжких грехах по крайней мере раз в год и в любом случае перед тем, как принять Святое Причастие.


1457
306. Почему обыденные грехи также могут быть предметом исповеди?
 

Исповедь в обыденных грехах, не будучи строго обязательной, также рекомендована Церковью, потому что помогает нам воспитывать честную совесть и бороться с дурными наклонностями, позволяет Христу исцелить нас, а нам – развиваться в жизни Духа.


1458
307. Кто является служителем этого таинства?
 

Христос доверил служение примирения Своим апостолам, их преемникам – епископам и пресвитерам, соработникам епископов, которые тем самым становятся орудиями милосердия и справедливости Бога. Они осуществляют власть прощать грехи во имя Отца и Сына и Святого Духа.


1461-1466
1495
308. За кем оставлена власть отпускать некоторые грехи?
 

Отпущение некоторых, особенно тяжких грехов (например, тех, которые караются отлучением), оставлено за Святым Престолом, местным епископом или священниками, получившими от них такое право. В случае смертельной опасности любой священник может дать отпущение любых грехов и снять любое отлучение.


1463
309. Обязан ли духовник хранить тайну исповеди?
 

Принимая во внимание тонкость и величие этого служения, а также долг уважения к людям, любой духовник без исключения обязан под страхом строгого наказания хранить печать таинства, т.е. абсолютную тайну в отношении грехов, о которых он узнал во время исповеди.


1467
310. Каковы плоды этого таинства?
 

Плоды таинства Покаяния: примирение с Богом и, следовательно, прощение грехов; примирение с Церковью; восстановление (в случае утраты) состояния благодати; освобождение от вечной кары, наложенной вследствие смертных и освобождение, хотя бы частичное, от временной кары за грех; мир и спокойствие совести, духовное утешение; возрастание духовных сил для христианской борьбы.


1468-1470
1496
311. В каких случаях можно совершать это таинство в форме общей исповеди и давать коллективное отпущение?
 

В случаях крайней необходимости (например, при непосредственной смертельной опасности), можно прибегнуть к общинному совершению таинства примирения с общей исповедью и общим отпущением, в уважении церковных норм и с намерением при возможности в должное время исповедать тяжкие грехи.


1480-1484
312. Что такое индульгенции?
 

Индульгенции – это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена; верные Христовы получают индульгенции при определенных условиях для себя или для усопших через служение Церкви, которая, будучи распределительницей благ искупления, раздает их из сокровищницы заслуг Христа и святых.


1471-1479
1498

Таинство Елеопомазания больных (Елеосвящения)

 
313. Как в Ветхом Завете понимается болезнь?
 

Ветхозаветный человек в болезни познает на опыте собственную ограниченность и одновременно осознает, что болезнь таинственным образом связана с грехом. Пророки провидели, что болезнь человека может иметь также искупительную ценность за его собственные грехи и за грехи других. Так болезнь переживалась перед Богом, Которого человек молил об исцелении.


1499-1502
314. Какое значение имеет сострадание Иисуса к больным?
 

Сострадание Иисуса к больным и многочисленные исцеления немощных служат ярким знамением того, что с Ним приблизилось Царство Божие, а значит – победа над грехом, страданием и смертью. Своими страданиями и смертью Он наделил страдание новым смыслом – отныне оно, если соединено с Его Страстями, может стать орудием очищения и спасения для нас самих и для других людей.


1503-1505
315. Какова обязанность Церкви по отношению к больным?
 

Церковь, получив от Господа обязанность исцелять больных, старается исполнять ее уходом за немощными, ходатайствуя о них также в молитве. Кроме того, у нее есть особое таинство, предназначенное для пользы больных, которое установил Сам Христос и о котором свидетельствует св. Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак 5,14-15).


1506-1513
1526-1527
316. Кто может получить таинство Елеопомазания больных?
 

Его может получить тот верующий, кому угрожает смертельная опасность по болезни или старости. Он же может снова принять это таинство, если недуг усилится или в случае нового тяжелого заболевания.


1514-1515
1528-1529
317. Кто преподает это таинство?
 

Его могут преподавать только священники (епископы или пресвитеры).


1516
1530
318. Как совершается это таинство?
 

Существенным в совершении этого таинства является помазание лба и ладоней больного (латинский обряд), либо других частей тела (иные обряды) елеем, благословенным, если возможно, епископом. Помазание сопровождается молитвой священника, который испрашивает особую благодать, присущую этому таинству.


1517-1519
1531
319. Каковы плоды этого таинства?
 

Оно сообщает особую благодать, которая теснее соединяет больного со Страстями Христа, во благо самого больного и всей Церкви, даруя ему утешение, мир, мужество и даже прощение грехов, если больной не смог исповедаться. Кроме того таинство дарует, если угодно Богу, восстановление физического здоровья. В любом случае помазание приуготовляет больного к переходу в Дом Отца.


1520-1523
1532
320. Что такое напутствие (виатик) умирающих?
 

Евхаристия, принимаемая теми, кто покидает земную жизнь и готовится к переходу в жизнь вечную. Принимаемое в момент перехода из сего мира к Отцу, Причащение Тела и Крови Христа, умершего и воскресшего, есть семя вечной жизни и сила воскресения.


1524-1525

Глава третья
Таинства служения общения и миссии

 
321. Какие таинства называются таинствами служения общения и миссии?
 

Два таинства, Священство и Брак, сообщают специальную благодать для особой миссии в Церкви на служение созидания Народа Божия. Они особым образом содействуют церковному общению и спасению других.


1533-1535

Таинство Священства

 
322. Что такое таинство Священства?
 

Таинство, благодаря которому миссия, вверенная Христом Апостолам, продолжает осуществляться в Церкви до скончания века.


1536
323. Почему это таинство называется по-латыни ordination?
 

Ordo – церковная группа, частью которой можно стать через специальное посвящение (ordination – рукоположение), поскольку оно по особому дару Святого Духа позволяет осуществлять «священную власть» (sacra potestas) от имени и властью Христа для служения Народу Божию.


1537-1538
324. Как таинство Священства включено в Божественный замысел о спасении?
 

В Ветхом Завете прообразами этого таинства были служители-левиты, священство Аарона и поставление семидесяти «из старейшин» (Числ 11,25). Эти прообразы обретают свое полное осуществление во Христе Иисусе, Который, пожертвовав собой на Кресте, стал «единым посредником между Богом и человеками» (см. 1 Тим 2,5), «Первосвященником по чину Мелхиседека» (см. Евр 5,10). Единое священство Христа присутствует в служебном священстве.


1539-1546
1590-1591

«Христос есть единственный истинный Священник, а все остальные – только служители Его» (св. Фома Аквинский).


 
325. Сколько степеней имеет таинство Священства?
 

Оно имеет три степени, незаменимые в органической структуре Церкви: епископство, пресвитерство, диаконство.


1554
1593
326. Каковы плоды рукоположения во епископа?
 

Епископское рукоположение (хиротония) сообщает полноту таинства Священства, делает епископа законным преемником апостолов, включает в Коллегию Епископов, благодаря чему он разделяет с Папой и остальными епископами заботу обо всех Церквах. Хиротония также налагает миссию учить, освящать и управлять.


1557-1558
1594
327. Какая миссия возложена на епископа в поместной Церкви?
 

Епископ, которому вверена поместная Церковь, есть видимое начало и основа единства этой Церкви, в которой он как викарий Христа исполняет пастырскую миссию при помощи пресвитеров и диаконов.


1560-1561
328. Каковы плоды рукоположения в пресвитера?
 

Помазание Духа Святого запечатлевает пресвитера духовной неизгладимой печатью (характером), уподобляет его Христу-Священнику, и делает способным действовать в лице Христа-Главы. Будучи сотрудником епископского чина, пресвитер посвящен, чтобы проповедовать Евангелие, пасти верных и совершать литургию, в первую очередь – Евхаристию, из которой он черпает силу для служения.


1562-1567
1595
329. Как пресвитер осуществляет свое служение?
 

Будучи рукоположенным для вселенской миссии, пресвитер осуществляет ее в поместной Церкви, соединяясь братскими узами через таинства с другими пресвитерами, которые составляют единое пресвитерство и в общении с епископом, подчиняясь ему, несут ответственность за поместную Церковь.


1568
330. Каковы плоды рукоположения в диакона?
 

Диакон, уподобленный Христу, ставшему слугой всех, рукополагается для служения Церкви, которое он исполняет под властью епископа, участвуя в служении Слова, в совершении богослужения, в пастырском управлении и в делах милосердия.


1569-1571
1596
331. Как преподается таинство Священства?
 

Для всех трех степеней таинство Священства преподается через возложение рук епископа на голову рукополагаемого, чему сопутствует торжественная посвятительная молитва. В ней епископ просит Бога об особом ниспослании на рукополагаемого Духа Святого и Его даров, соответствующих служению, на которое рукополагается кандидат.


1572-1574
1597
332. Кто может преподавать это таинство?
 

Епископы, посвященные действительным образом, как преемники апостолов могут преподавать три степени таинства священства.


1575-1576
1600
333. Кто может получить это таинство?
 

Действительным образом его может получить только крещеный мужчина: Церковь признает себя связанной таким выбором Самого Господа. Никто не может требовать получения таинства Священства, но должен быть признан церковной властью способным к этому служению.


1577-1578
1598
334. Обязан ли получающий таинство Священства хранить безбрачие (целибат)?
 

От епископа всегда требуется соблюдать целибат. Что касается пресвитерства, то в Латинской Церкви священнослужители обыкновенно избираются из верующих мужчин, которые живут в безбрачии и имеют намерение сохранить его «для Царства Небесного» (Мф 19,20); в Восточных Церквах не разрешается жениться после рукоположения. К постоянному диаконату могут быть допущены и женатые мужчины.


1579-1580
1599
335. Каковы плоды таинства Священства?
 

Это таинство дарует особое излияние Святого Духа, который уподобляет рукоположенного Христу в Его трояком служении Священника, Пророка и Царя, согласно трем степеням Священства. Рукоположение налагает неизгладимую духовную печать (характер); поэтому не может быть ни повторено, ни дано временно.


1581-1589
336. Какой властью осуществляется служебное священство?
 

Рукоположенные священники в осуществлении священного служения говорят и действуют не по своей власти и тем более, не по разрешению или по поручению общины, но в Лице Христа-Главы и от имени Церкви. Поэтому служебное священство сущностно отличается (и не только по степени) от общего священства верных, для служения которому Христос его и установил.


1547-1553

Таинство Брака

 
337. В чем состоит замысел Бога о мужчине и женщине?
 

Бог, Который Сам есть любовь и Который сотворил человека из любви, призвал его к любви. Сотворив мужчину и женщину, Он призвал их в браке к сокровенному союзу жизни и любви друг к другу, «так что они уже не двое, а одна плоть» (Мф 19,6). Благословляя их, Бог говорит им: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт 1,28).


1601-1605
338. С какой целью Бог установил Брак?
 

Брачный союз мужчины и женщины, основанный и устроенный Творцом согласно собственным законам по своей природе направлен на общение и благо супругов, а также – на рождение и воспитание детей. Брачный союз, согласно первоначальному Божественному замыслу, нерасторжим: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк 10,9), – подтверждает Иисус Христос.


1659-1660
339. Как грех угрожает Браку?
 

По причине первого грехопадения, которое вызвало также разрушение единства мужчины и женщины, дарованного Творцом, брачный союз очень часто оказывается под угрозой раздоров и неверности. И все-таки, Бог в Своем бесконечном милосердии дарует мужчине и женщине благодать, чтобы осуществить союз их жизней согласно первозданному Божественному замыслу.


1606-1608
340. Каково учение Ветхого Завета о Браке?
 

Бог, в первую очередь, через педагогику Закона и пророков помогает Своему народу постепенно созреть до разумения единичности и нерасторжимости Брака. Брачный завет Бога с Израилем подготавливает и предвосхищает Новый Завет, заключенный Сыном Божиим, Иисусом Христом, с Его Невестой – Церковью.


1609-1611
341. Что нового даровал Иисус брачному союзу?
 

Иисус Христос не только восстанавливает изначальный порядок, угодный Богу, но также дарует благодать, чтобы жизнь в Браке обрела новое достоинство таинства и была знамением Его супружеской любви к Церкви: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (Еф 5,25).


1612-1617
1661
342. Все ли обязаны вступать в Брак?
 

Брак отнюдь не всеобщая обязанность. Более того, Бог призывает некоторых мужчин и женщин следовать за Господом Иисусом по стезе девственности, или безбрачия, ради Царства Небесного, отказываясь от великого блага брачного союза, чтобы заботиться о вещах, угодных Господу, стараться быть Ему благоугодными, стать знамением абсолютного первенства любви Христовой и горячего ожидания его славного пришествия.


1618-1620
343. Как совершается таинство Брака?
 

Поскольку Брак устанавливает для супругов единый общественный статус жизни в Церкви, он совершается публично во время богослужения в присутствии священника (или полномочного свидетеля Церкви), а также в присутствии свидетелей.


1621-1624
344. Что такое супружеское согласие?
 

Супружеское согласие – это волеизъявление мужчины и женщины даровать себя друг другу с целью жить в верном и плодотворном союзе любви. Поскольку Брак создается согласием, последнее необходимо и незаменимо. Чтобы Брак был действительным, целью такого соглашения должно быть желание вступить в истинный Брак; оно должно быть сознательным и свободным актом брачущихся и не может быть навязано насильно или принуждением.


1625-1632
1662-1663
345. Что требуется от брачущихся, если один из них не католик?
 

Чтобы смешанный Брак (Брак между католиком и крещеным не католиком) был законным, необходимо разрешение церковных властей. Для действительности Браков, заключаемых при различии религии (т.е. между католиками и некрещеными), требуется диспенсация (освобождение). В любом случае важно, чтобы стороны не исключали цель и существенных «свойств» Брака и чтобы католическая сторона подтвердила обязательства, доведенные до сведения некатолической стороны, сохранять свою веру и гарантировать Крещение и воспитание детей в Католической Церкви.


1633-1637
346. Каковы плоды таинства Брака?
 

Таинством Брака между супругами заключаются постоянные и исключительные узы. Сам Бог запечатлевает согласие супругов. Поэтому Брак, одобренный и завершенный между крещеными, никогда не может быть расторгнут. Кроме того, таинство сообщает супругам благодать, необходимую для освящения супружеской жизни, и ответственность в воспитании детей.


1638-1642
347. Какие грехи категорически противоречат таинству Брака?
 

Измена и многоженство, поскольку противоречат равенству достоинства мужчины и женщины, а также уникальности и исключительности супружеской любви; отказ от продолжения жизни, лишающий супругов дара детей; развод, противоречащий нерасторжимости.


1645-1648
348. Когда Церковь допускает физическое разлучение супругов?
 

В том случае, когда совместное проживание супругов по серьезным причинам стало практически невозможным, Церковь допускает их физическое разлучение, хотя и ожидает от них примирения. Однако если оба супруга живы, они не могут заключить новый брачный союз, пока церковная власть не объявит их прежний союз недействительным.


1629
1649
349. Как Церковь относится к вступившим после развода в повторный брачный союз?
 

Церковь, верная Господу, не может признать действительным Браком заключенный повторно гражданский союз: «Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет замуж за другого, прелюбодействует» (Мк 10,11-12). По отношению к ним Церковь проявляет внимательную заботу, приглашая к жизни в вере, к молитве, к делам милосердия и христианскому воспитанию детей. Однако они не могут ни получать тáинственного (сакраментального) отпущения грехов, ни приступать к Евхаристическому общению, ни исполнять некоторые церковные обязанности до тех пор, пока сохраняется такое положение, объективно противоречащее закону Божию.


1650-1651
1665
350. Почему христианская семья называется также домашней Церковью?
 

Потому, что семья являет и осуществляет общинную и родственную природу Церкви как семьи Божией. Каждый ее член, в соответствии со своей ролью, исполняет крещальное священство, помогая семье становиться общиной благодати и молитвы, школой человеческих и христианских ценностей, местом первого возвещения веры детям.


1655-1658
1666

Глава четвертая
Другие богослужения

 

Священнодейственные обряды (сакраменталии)

 
351. Что такое священнодейственные обряды (сакраменталии)?
 

Священные знамения, установленные Церковью для освящения некоторых обстоятельств жизни. Они включают в себя молитву, сопровождаемую крестным знамением и иными знаками. Важное место среди священнодейственных обрядов занимают благословения, хвала Богу и молитва о ниспослании Его даров; посвящения человека и благословения предметов Божественного культа.


1667-1672
1677-1678
352. Что такое экзорцизм?
 

Речь идет об экзорцизме, если Церковь своей властью требует во Имя Иисуса, чтобы человек или предмет был защищен от напастей лукавого и вырван из-под его власти. В упрощенной форме он совершается при Крещении. Торжественный экзорцизм, называемый великим экзорцизмом, может совершать только священник с разрешения епископа.


1673
353. Какие формы народного благочестия сопутствуют тáинственной (сакраментальной) жизни Церкви?
 

Религиозное чувство христианского народа всегда находило выражение в разнообразных формах благочестия, сопутствующих тáинственной (сакраментальной) жизни Церкви, таких как: почитание реликвий и мощей, посещение святынь, паломничества, процессии, Крестный путь, Розарий. Церковь светом веры просвещает и поддерживает подлинные формы народного благочестия.


1674-1676
1679

Христианское погребение

 
354. Как связаны между собой таинства и смерть христианина?
 

Христианин, умирая во Христе, в конце своего земного существования достигает завершения жизни, начатой Крещением, укрепленной Миропомазанием и питаемой Евхаристией, предвкушением небесного пира. Смысл христианской смерти проявляется в свете Смерти и Воскресения Христа, на Котором покоится наша единственная надежда; умирая во Христе Иисусе, христианин «водворяется у Господа» (2 Кор 5,8).


1680-1683
355. Что выражает погребальный обряд?
 

Различные погребальные обряды, в соответствии с ситуацией и традициями каждого региона, выражают Пасхальный характер христианской смерти в надежде на воскресение и смысл общения с усопшим, особенно, через молитву об очищении его души.


1684-1685
356. Каковы основные моменты погребального обряда?
 

Обычно погребение включает в себя четыре основных момента: встреча общиной тела усопшего словом утешения и надежды, литургия Слова, Евхаристическая Жертва и прощание, с которым душа усопшего вверяется Богу, Источнику вечной жизни, в то время, как его тело предается земле в ожидании воскресения.

1686-1690



Иаков Копиист. Иллюстрация к Четвероевангелию.

Иаков Копиист. Иллюстрация к Четвероевангелию.
Библиотека отцов-мхитаристов, Вена



На иллюстрации представлен момент установления Евхаристии за Тайной Вечерей, совершаемой в просторной горнице, устланной коврами (ср. Мк 14,15):

«Когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26,26-28).

На иллюстрации Иисус и апостолы сидят за столом в форме чаши. На столе – Евхаристические дары: хлеб и вино. Горница, изображенная на тщательно выписанном архитектоничном фоне, со зданиями и круглой Дарохранительницей на семи столпах, символизирует Церковь, обитель Иисуса в Евхаристии. Важная деталь: апостол Иоанн преклонил голову на грудь Иисуса (ср. Ин 13,25). Она указывает на общение любви, которое Евхаристия производит в верующем. Это – ответ ученика на приглашение Учителя:

«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода <...>. Пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин 15,5.9-10).

Евхаристия – общение с Иисусом и духовная пища, чтобы поддерживать благую повседневную битву верного Христова в соблюдении заповедей:

«Спаситель <...> с живущими в Нем всегда и во всем соприсутствует, так что всякую нужду восполняет и есть для них все и не допускает обращать внимания на что-либо иное, ни искать чего-либо в другом месте. Ибо нет для нуждающихся ничего такого, чем бы Сам Он не был для святых, ибо Он и рождает и взращивает и питает, и свет для них и дыхание и Собою Самим образует для них око, Собою Самим освещает их и дарует им видеть Себя Самого. Сам Он – Питатель, но вместе с тем и пища, которую Он являет как хлеб жизни. Сам же есть и то, что доставляет. Он и жизнь для живущих, благоухание для дышащих, одежда для желающих одеться. Им только можем мы ходить, и Он же есть и жизнь и, кроме того, отдохновение на пути и предел его. Мы – члены, Он – глава. Подвизаться нужно? Он споборствует заслуживающим похвалы. Побеждаем мы? Он – готовый венец наш. Так во всем обращает к Себе Самому и не допускает уму обращаться к чему-либо иному, ни воспламеняться любовью к чему-либо сущему. <...> Из сказанного видно, что жизнь во Христе не в будущей только, но и в настоящей жизни находится в святых, кои и живут ею и действуют» (св. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе, 1, 13-15).




НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД