Рогийр ван дер Вейден. Семь таинств. Триптих.
Королевский музей изящных искусств, Антверпен
Таинства Церкви – плод искупительной Крестной жертвы Иисуса. На триптихе представлен храм, в котором совершаются семь таинств. У подножия Распятого – обессиленная Мария, поддерживаемая Иоанном, и благочестивые женщины. В глубине со вершающий мессу священник после пресуществления возносит гостию: тем самым показано, что Крестная Жертва повторяется под видом хлеба и вина в Евхаристическом богослужении.
На левой картине триптиха, представляющей боковую капеллу, изображены таинства Крещения, Миропомазания, преподаваемое епископом, и Покаяния. На правой же представлены таинство Священства, также преподаваемое епископом, таинства Брака и Елеопомазания больных.
250. Как различаются таинства Церкви? | |
Различают таинства христианского посвящения (Крещение, Миропомазание, или Конфирмация, Евхаристия); таинства исцеления (Покаяние и Помазание больных, или Елеосвящение, Соборование); таинства на службе общения и миссии верных (Священство и Брак). Они касаются важных моментов христианской жизни. Все таинства устремлены к Евхаристии «как к своей сугубой цели» (св. Фома Аквинский).
|
1210-1211 |
Глава первая Таинства христианского посвящения | |
251. Как совершается христианское посвящение? | |
Оно совершается через таинства, закладывающие основы христианской жизни: верные Христовы возрождаются в Крещении, укрепляются Миропомазанием и насыщаются Евхаристией.
|
1212 1275 |
Таинство Крещения | |
252. Как называется первое таинство посвящения? | |
Оно носит, прежде всего, имя Крещение, в связи с основным обрядом, посредством которого совершается таинство: «крестить» означает «погрузить в воду». Крещаемый погружается в смерть Христа и воскресает с Ним как «новое творение» (2 Кор 5,17). Это таинство также называется «баней возрождения и обновления Святым Духом» (Тит 3,5), «просвещением», потому что крещеный становится «сыном света» (Еф 5,8).
|
1213-1216 1276-1277 |
253. Каковы прообразы Крещения в Ветхом Завете? | |
В Ветхом Завете представлены различные прообразы Крещения: вода, источник жизни и смерти; Ноев ковчег, спасающий водою; переход через Красное море, освобождающий Израиль из египетского рабства; переход через Иордан, вводящий Израиль во владение землей обетованной, образ вечной жизни.
|
1217-1222 |
254. Кто привел к исполнению все эти прообразы? | |
Иисус Христос. В начале Своего общественного служения Он крестится у Иоанна Крестителя в Иордане; на Кресте из Его пронзенного бока изливаются вода и кровь, символы Крещения и Евхаристии, а после Воскресения Он поручает апостолам миссию: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отцы и Сына и Святого Духа» (Мф 28,19).
|
1223-1224 |
255. С какого времени и кому Церковь преподает Крещение? | |
Со дня Пятидесятницы Церковь преподает Крещение уверовавшим в Иисуса Христа.
|
1226-1228 |
256. В чем заключается основной обряд Крещения? | |
Основной обряд Крещения состоит в погружении крещаемого в воду или в возлиянии воды на его голову одновременно с призыванием имени Отца и Сына и Святого Духа.
|
1229-1245 1278 |
257. Кто может получить Крещение? | |
Крещение может получить любой некрещеный человек.
|
1246-1252 |
258. Почему Церковь крестит младенцев? | |
Потому что рождаясь в состоянии первородного греха, они нуждаются в освобождении от власти тьмы и перенесении в Царство свободы детей Божиих.
|
1250 |
259. Что требуется от крещаемого? | |
От каждого крещаемого требуется исповедание веры, высказанное лично, если речь идет о взрослом, или родителями и Церковью, если речь идет о детях. Крестные родители и вся церковная община несут ответственность за подготовку ко Крещению (катехуменат, оглашение), равно как за развитие крещальной веры и благодати в новокрещенном.
|
1253-1255 |
260. Кто может крестить? | |
Обычным (ординарным) служителем таинства Крещения является епископ или священник; а в Латинской Церкви – также диакон. В случае необходимости может крестить любой человек, имеющий намерение совершить то, что совершает Церковь. Служитель таинства возливает воду на голову крещаемого и произносит тринитарную крещальную формулу: «Я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
|
1256 1284 |
261. Необходимо ли Крещение для спасения? | |
Крещение необходимо для спасения тем, кому было возвещено Евангелие и у кого есть возможность просить об этом таинстве.
|
1257 |
262. Можно ли спастись без Крещения? | |
Поскольку Христос умер за всех, без Крещения могут спастись те, кто умирает за веру (Крещение кровью), катехумены (оглашаемые), а также все, кто под действием благодати, не зная Христа и Церкви, искренно ищет Бога и старается исполнить Его волю (Крещение желания). Что касается детей, умерших некрещеными, то Церковь в литургии вверяет их милосердию Божию.
|
1258-1261 1281-1283 |
263. Каковы плоды Крещения? | |
Крещение отпускает первородный грех, все личные грехи и кары за них; делает человека причастником Божественной жизни Троицы посредством освящающей благодати; сообщает благодать оправдания, которая сочетает со Христом и включает в Его Церковь; дает участие в священстве Христа и закладывает основу общения со всеми христианами; сообщает богословские добродетели и дары Святого Духа. Крещеный навсегда принадлежит Христу: поскольку отмечен неизгладимой печатью Христовой (характером).
|
1262-1274 1279-1280 |
264. Какое значение имеет христианское имя, данное при Крещении? | |
Имя очень важно, поскольку Бог знает каждого по его имени, то есть в его уникальности. В Крещении христианин получает свое имя в Церкви, предпочтительно – имя святого, который тем самым становится для него образцом святости и ходатайствует за него перед Богом.
|
2156-2159 2167 |
Таинство Миропомазания (Конфирмация) | |
265. Каково место Миропомазания в Божественном замысле о спасении? | |
В Ветхом Завете пророки возвещали, что Дух Господень почиет на ожидаемом Мессии и всем мессианском народе. Вся жизнь и миссия Иисуса Христа проходят в полном единстве со Святым Духом. Апостолы получают Святого Духа в день Пятидесятницы и возвещают «великие дела Божии» (Деян 2,11). Они передают новокрещеным дар Святого Духа через возложение рук. Веками Церковь продолжает жить Духом и передавать Его своим чадам.
|
1285-1288 1315 |
266. Почему это таинство называется Миропомазанием, или Конфирмацией? | |
Оно называется Миропомазанием (в Восточных Церквах: помазание святым миром) в силу главного обряда, который представляет собой помазание, умащение. Оно называется Конфирмацией, потому что подтверждает и укрепляет крещальную благодать.
|
1289 |
267. В чем состоит обряд, выражающий суть Миропомазания? | |
Обряд, выражающий суть Миропомазания, состоит в помазании святым миром (елеем, смешанным с бальзамом и освященным епископом), с возложением руки служителя, который произносит тайносовершительную формулу в зависимости от обряда. На Западе помазывается лоб крещеного со словами: «Прими знамение дара Святого Духа». В восточных Церквах византийского обряда помазание совершается также на других частях тела с произнесением формулы: «Печать дара Духа Святого».
|
1290-1301 1318 1320-1321 |
268. Каковы последствия Миропомазания? | |
Последствие Миропомазания – особое излияние Святого Духа, подобное дарованному в день Пятидесятницы. Это излияние налагает на душу неизгладимую печать и взращивает крещальную благодать; оно глубже укореняет человека в Божественном усыновлении; крепче связывает со Христом и Его Церковью; умножает в душе дары Святого Духа; дает особую силу, чтобы свидетельствовать о христианской вере.
|
1302-1305 1316-1317 |
269. Кто может получить это таинство? | |
Может и должен получить таинство Миропомазания – лишь единожды – всякий крещеный, еще не миропомазанный, который, чтобы таинство было наиболее действенным, обязан пребывать в состоянии благодати.
|
1306-1311 1319 |
270. Кто является служителем Миропомазания? | |
Изначальный служитель – епископ. Тем самым выражается связь миропомазанного с Церковью в ее апостольском измерении. Когда это таинство преподает священник – как обыкновенно происходит на Востоке, а в некоторых, особых случаях и на Западе, – пресвитер, соработник епископа, выражает связь с епископом и Церковью через святое миро, освященное епископом.
|
1312-1314 |
Таинство Евхаристии | |
271. Что такое Евхаристия? | |
Жертва Тела и Крови Господа Иисуса, которую Он установил, чтобы непрерывно увековечивать, вплоть до Своего второго пришествия, Крестную Жертву, вверив тем самым Своей Церкви воспоминание о Своей смерти и Своем воскресении. Евхаристия – знамение единства, узы милосердия, Пасхальный пир, на котором мы получаем Христа, и наша душа преисполняется благодати и обретает залог вечной жизни.
|
1322-1323 1409 |
272. Когда Иисус Христос установил Евхаристию? | |
В Святой (Великий) Четверг, совершая «в ночь, когда был предан» (1 Кор 11,23), Тайную Вечерю с апостолами.
|
1323 1337-1340 |
273. Как Он установил это таинство? | |
Собрав апостолов в горнице, Иисус взял в руки хлеб, преломил его и раздал им, говоря: «Примите и вкусите от него все, ибо это есть Тело Мое, которое за вас будет предано». Затем Он взял в руки чашу с вином и сказал ученикам: «Примите и пейте из нее все, ибо это есть чаша Крови моей нового и вечного завета, Которая за вас и за многих прольется во отпущение грехов. Это совершайте в память обо Мне».
|
1337-1340 1365,1406 |
274. Что знаменует собой Евхаристия в жизни Церкви? | |
Она – источник и вершина всей христианской жизни. В Евхаристии достигают своей вершины освящающие нас действия Бога и наше поклонение Ему. Она заключает в себе все духовное благо Церкви: Самого Христа, нашу Пасху. В Евхаристии выражены и реализованы общение Божественной жизни и единство Народа Божия. Через совершение Евхаристии мы уже здесь соединяемся с Небесной литургией и предвкушаем вечную жизнь.
|
1324-1327 1407 |
275. Как еще называется это таинство? | |
Неисчерпаемое богатство этого таинства выражено в различных названиях, каждое из которых отражает определенный его аспект. Наиболее часто оно называется: Евхаристия, Святая Месса, Вечеря Господня, Преломление хлеба, Евхаристическое собрание, Воспоминание страстей, смерти и воскресения Господа, Святая Жертва, Святая и Божественная Литургия, Святые Тайны, Пресвятое Таинство алтаря, Святое Причастие.
|
1328-1332 |
276. Какое место Евхаристия занимает в Божественном замысле о спасении? | |
В Ветхом Завете Евхаристия предвозвещена, прежде всего, в ежегодной пасхальной трапезе, во время которой евреи каждый год вкушают опресноки в память о поспешности спасительного бегства из Египта. Иисус возвещает Евхаристию в Своем учении и устанавливает ее, совершая с апостолами Тайную Вечерю во время пасхальной трапезы. Церковь всегда, особенно в воскресенье – в день воскресения Иисуса, совершала Евхаристию, исполняя повеление Господа: «Сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор 11,24).
|
1333-1344 |
277. Как совершается Евхаристия? | |
Совершение Евхаристии развивается в двух важнейших частях, составляющих единое целое поклонения: Литургия Слова, с возвещением и слушанием Слова Божия; Евхаристическая литургия с приношением хлеба и вина, анафорой, то есть, молитвой освящения, и Причастием.
|
1345-1355 1408 |
278. Кто является служителем совершения Евхаристии? | |
Священник (епископ или пресвитер), рукоположенный действительным образом, действующий в Лице Христа – Главы от имени Церкви.
|
1348 1411 |
279. Что существенно необходимо для совершения Евхаристии? | |
Пшеничный хлеб и виноградное вино.
|
1412 |
280. В каком смысле Евхаристия есть воспоминание Жертвы Христовой? | |
Евхаристия есть воспоминание в том смысле, что делает присутствующей и актуализирует Жертву Христову, принесенную на Кресте Отцу раз и навсегда ради человечества. Жертвенный характер Евхаристии выражается в самих словах ее установления: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается» и «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк 22,19-20). Крестная Жертва и Жертва Евхаристии – единое жертвоприношение. Жертва и приносящий Себя в жертву – одно и то же, различается лишь способ жертвоприношения: принесший Себя в кровавую Жертву на Кресте приносится в Жертву бескровную в Евхаристии.
|
1362-1367 |
281. Каким образом Церковь участвует в Евхаристической Жертве? | |
В Евхаристии Жертва Христова становится жертвой каждого члена Его Тела. Жизнь верных Христовых, их хвала, страдания, молитвы и труд слиты воедино с жизнью, хвалой, страданиями, молитвой и трудом Христа. Как жертва Евхаристия приносится также за всех верных, живых и усопших, в воздаяние за грехи всех людей, а также чтобы обрести у Бога духовные и материальные блага. С жертвой Христа соединяется и небесная Церковь.
|
1368-1372 1414 |
282. Каким образом Иисус присутствует в Евхаристии? | |
Иисус Христос присутствует в Евхаристии уникальным и несравненным образом. Он присутствует в ней воистину реально и сущностно: Телом и Кровью, душой и Божественным естеством. Следовательно, в Евхаристии тáинственным (сакраментальным) образом, то есть, в Евхаристических видах хлеба и вина, присутствует всецелый Христос – Бог и Человек.
|
1373-1375 1413 |
283. Что означает слово пресуществление? | |
Пресуществление означает преложение (то есть обращение) всей сущности хлеба в существо Тела Христова и всей сущности вина в Его Кровь. Это обращение осуществляется при Евхаристической молитве благодаря действенности слова Христова и действия Святого Духа. Тем не менее, доступные для органов чувств свойства хлеба и вина, так называемые «Евхаристические виды», остаются неизменными.
|
1376-1377 1413 |
284. Не разделяет ли Христа преломление хлеба? | |
Преломление хлеба не разделяет Христа: Он присутствует во всей полноте в каждом из Евхаристических видов и в каждой их частице.
|
1377 |
285. Как долго сохраняется Евхаристическое присутствие Христа? | |
Оно сохраняется до тех пор, пока существуют Евхаристические виды.
|
1377 |
286. Какого рода культ подобает Таинству Евхаристии? | |
Ему подобает культ поклонения, предписанный лишь по отношению к Богу, – как во время совершения Евхаристии, так и вне его. Церковь, заботливо сохраняя освященные Дары, приносит их к больным и к тем, кто в силу внешних причин не может участвовать в Святой Мессе; представляет их верным Христовым для торжественного поклонения, носит в процессии и приглашает часто приходить поклоняться Пресвятым Дарам в дарохранительнице.
|
1378-1381 1418 |
287. Почему Евхаристия есть Пасхальный пир? | |
Евхаристия – Пасхальный пир, поскольку Христос, таинственно совершая Свою пасху, дарует нам Свое Тело и Свою Кровь, предложенные в пищу и питие, и в Своей Жертве соединяет нас с Собой и друг с другом.
|
1382-1384 1391-1396 |
288. Что такое алтарь? | |
Алтарь – символ Самого Христа, присутствующего как приносимая Жертва (алтарь Крестного жертвоприношения) и данная нам небесная пища (алтарь Евхаристической трапезы).
|
1383 1410 |
289. Когда Церковь обязывает участвовать в Святой Мессе? | |
Церковь обязывает верных участвовать в Святой Мессе каждое воскресенье и в предписанные праздники, а также рекомендует участвовать в ней и в иные дни.
|
1389 1417 |
290. Когда нужно приступать ко Святому Причастию? | |
Церковь рекомендует верным Христовым причащаться, если они участвуют в Святой Мессе и у них есть должное расположение, и обязывает их причащаться по крайней мере раз в год, на Пасху.
|
1389 |
291. Что требуется для получения Святого Причастия? | |
Чтобы получить Святое Причастие, необходимо быть в полной мере включенным в Католическую Церковь и пребывать в состоянии благодати, то есть не иметь на совести смертного греха. Тот, кто сознает за собой тяжкий грех, должен прежде, чем приступить к Причастию, принять отпущение грехов в таинстве Примирения. Также важны духовная сосредоточенность, молитва, соблюдение предписанного Церковью поста и внешнее поведение (одежда, жесты) в знак почтения ко Христу.
|
1385-1389 1415 |
292. Каковы плоды Святого Причастия? | |
Святое Причастие укрепляет наш союз со Христом и Его Церковью, хранит и обновляет жизнь благодати, полученной при Крещении и Миропомазании, и дает нам возможность возрастать в любви к ближнему. Укрепляя нас в милосердии, оно отпускает легкие грехи и предохраняет от свершения смертных грехов в будущем.
|
1391-1397 1416 |
293. Когда возможно преподавать Святое Причастие христианам иных конфессий? | |
Католические священнослужители законно преподают Святое Причастие членам Восточных Церквей, не находящимся в полном общении с Католической Церковью, если они по своей воле этого просят и пребывают в правильном расположении. Что касается членов иных Церковных общин, то католические священнослужители законно преподают Святое Причастие их верным, если они при наличии серьезной необходимости по своей воле этого просят, пребывая в правильном расположении и проявляя католическую веру в отношении этого Таинства.
|
1398-1401 |
294. Почему Евхаристия именуется «залог будущей славы»? | |
Потому что Евхаристия преисполняет нас всякой небесной благодати и всякого благословения, укрепляет нас в странствии по этой жизни и дает нам желание вечной жизни, соединяя уже здесь со Христом, восшедшим одесную Отца, с Небесной Церковью, Преблагословенной Девой и всеми святыми.
|
1402-1405 |
В Евхаристии мы «преломляем один хлеб – снадобье бессмертия, противоядие от смерти, чтобы вечно жить во Иисусе Христе» (св. Игнатий Антиохийский).
|
|
Глава вторая Таинства исцеления | |
295. Зачем Христос установил таинства Покаяния и Елеопомазания больных? | |
Христос, Врачеватель души и тела, установил их, чтобы мы не утратили из-за греха новую жизнь, даруемую Им в таинствах христианского посвящения. Именно поэтому Христу было угодно, чтобы Церковь продолжала Его дело врачевания и спасения посредством этих двух таинств.
|
1420-1421 1426 |
Таинство Покаяния и Примирения | |
296. Как называется это таинство? | |
Оно называется: таинство Покаяния, Примирения, Прощения, Исповеди, Обращения.
|
1422-1424 |
297. Зачем после Крещения необходимо еще таинство Примирения? | |
Поскольку новая жизнь в благодати, полученная в Крещении, не исключает ни слабости человеческого естества, ни склонность ко греху (похоть), Христос установил это таинство для обращения крещеных, отдалившихся от Него из-за греха.
|
1425-1426 1484 |
298. Когда было установлено это таинство? | |
Воскресший Господь установил это таинство вечером в Пасху, когда явился Своим апостолам и сказал им: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20,22-23).
|
1485 |
299. Нуждаются ли крещеные в покаянии? | |
Призыв Иисуса к обращению и покаянию продолжает звучать в жизни крещеных. Обращение – непрерывное задание всей Церкви, которая свята, но заключает в своей собственной ограде грешников.
|
1427-1429 |
300. Что такое внутреннее покаяние? | |
Движение «сердца сокрушенного» (Пс 51(50),19), побуждаемого божественной благодатью ответить на милосердную любовь Бога. Оно предполагает сожаление и отвращение от совершенных грехов, твердое решение не грешить более в будущем и уповать на помощь Бога. Оно питается надеждой на милосердие Божие.
|
1430-1433 1490 |
301. В каких формах в христианской жизни проявляется покаяние? | |
Покаяние выражается в самых разнообразных формах, прежде всего, в посте, молитве и милостыне. Эти и многие другие формы покаяния христианин может исполнять в своей повседневной жизни, особым образом – во время Великого Поста и в пятницу, день покаяния.
|
1434-1439 |
302. Какие элементы выражают суть таинства Примирения? | |
Их два: действия человека, который обращается под воздействием Святого Духа, и отпущение грехов священником, который во Имя Христово дарует прощение и устанавливает способ воздаяния (епитимию).
|
1441-1449 |
303. Каковы действия кающегося? | |
Тщательное испытание совести; сокрушение или раскаяние (совершенное, если исходит из любви к Богу, и несовершенное, если основано на других мотивах), предполагающее решение более не грешить; исповедь, заключающаяся в исповедании грехов перед священником; удовлетворение, или исполнение определенных дел покаяния, налагаемых духовником на кающегося для возмещения ущерба, причиненного грехом.
|
1450-1460 1487-1492 |
304. В каких грехах нужно исповедоваться? | |
Нужно исповедоваться во всех тяжких грехах, еще не исповеданных, которые приходят нам на память после тщательного испытания совести. Исповедь в тяжких грехах – единственный ординарный (обычный) способ получить прощение.
|
1456 |
305. Когда обязательно исповедоваться в тяжких грехах? | |
Всякий верующий, достигший сознательного возраста, обязан исповедоваться в своих тяжких грехах по крайней мере раз в год и в любом случае перед тем, как принять Святое Причастие.
|
1457 |
306. Почему обыденные грехи также могут быть предметом исповеди? | |
Исповедь в обыденных грехах, не будучи строго обязательной, также рекомендована Церковью, потому что помогает нам воспитывать честную совесть и бороться с дурными наклонностями, позволяет Христу исцелить нас, а нам – развиваться в жизни Духа.
|
1458 |
307. Кто является служителем этого таинства? | |
Христос доверил служение примирения Своим апостолам, их преемникам – епископам и пресвитерам, соработникам епископов, которые тем самым становятся орудиями милосердия и справедливости Бога. Они осуществляют власть прощать грехи во имя Отца и Сына и Святого Духа.
|
1461-1466 1495 |
308. За кем оставлена власть отпускать некоторые грехи? | |
Отпущение некоторых, особенно тяжких грехов (например, тех, которые караются отлучением), оставлено за Святым Престолом, местным епископом или священниками, получившими от них такое право. В случае смертельной опасности любой священник может дать отпущение любых грехов и снять любое отлучение.
|
1463 |
309. Обязан ли духовник хранить тайну исповеди? | |
Принимая во внимание тонкость и величие этого служения, а также долг уважения к людям, любой духовник без исключения обязан под страхом строгого наказания хранить печать таинства, т.е. абсолютную тайну в отношении грехов, о которых он узнал во время исповеди.
|
1467 |
310. Каковы плоды этого таинства? | |
Плоды таинства Покаяния: примирение с Богом и, следовательно, прощение грехов; примирение с Церковью; восстановление (в случае утраты) состояния благодати; освобождение от вечной кары, наложенной вследствие смертных и освобождение, хотя бы частичное, от временной кары за грех; мир и спокойствие совести, духовное утешение; возрастание духовных сил для христианской борьбы.
|
1468-1470 1496 |
311. В каких случаях можно совершать это таинство в форме общей исповеди и давать коллективное отпущение? | |
В случаях крайней необходимости (например, при непосредственной смертельной опасности), можно прибегнуть к общинному совершению таинства примирения с общей исповедью и общим отпущением, в уважении церковных норм и с намерением при возможности в должное время исповедать тяжкие грехи.
|
1480-1484 |
312. Что такое индульгенции? | |
Индульгенции – это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена; верные Христовы получают индульгенции при определенных условиях для себя или для усопших через служение Церкви, которая, будучи распределительницей благ искупления, раздает их из сокровищницы заслуг Христа и святых.
|
1471-1479 1498 |
Таинство Елеопомазания больных (Елеосвящения) | |
313. Как в Ветхом Завете понимается болезнь? | |
Ветхозаветный человек в болезни познает на опыте собственную ограниченность и одновременно осознает, что болезнь таинственным образом связана с грехом. Пророки провидели, что болезнь человека может иметь также искупительную ценность за его собственные грехи и за грехи других. Так болезнь переживалась перед Богом, Которого человек молил об исцелении.
|
1499-1502 |
314. Какое значение имеет сострадание Иисуса к больным? | |
Сострадание Иисуса к больным и многочисленные исцеления немощных служат ярким знамением того, что с Ним приблизилось Царство Божие, а значит – победа над грехом, страданием и смертью. Своими страданиями и смертью Он наделил страдание новым смыслом – отныне оно, если соединено с Его Страстями, может стать орудием очищения и спасения для нас самих и для других людей.
|
1503-1505 |
315. Какова обязанность Церкви по отношению к больным? | |
Церковь, получив от Господа обязанность исцелять больных, старается исполнять ее уходом за немощными, ходатайствуя о них также в молитве. Кроме того, у нее есть особое таинство, предназначенное для пользы больных, которое установил Сам Христос и о котором свидетельствует св. Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак 5,14-15).
|
1506-1513 1526-1527 |
316. Кто может получить таинство Елеопомазания больных? | |
Его может получить тот верующий, кому угрожает смертельная опасность по болезни или старости. Он же может снова принять это таинство, если недуг усилится или в случае нового тяжелого заболевания.
|
1514-1515 1528-1529 |
317. Кто преподает это таинство? | |
Его могут преподавать только священники (епископы или пресвитеры).
|
1516 1530 |
318. Как совершается это таинство? | |
Существенным в совершении этого таинства является помазание лба и ладоней больного (латинский обряд), либо других частей тела (иные обряды) елеем, благословенным, если возможно, епископом. Помазание сопровождается молитвой священника, который испрашивает особую благодать, присущую этому таинству.
|
1517-1519 1531 |
319. Каковы плоды этого таинства? | |
Оно сообщает особую благодать, которая теснее соединяет больного со Страстями Христа, во благо самого больного и всей Церкви, даруя ему утешение, мир, мужество и даже прощение грехов, если больной не смог исповедаться. Кроме того таинство дарует, если угодно Богу, восстановление физического здоровья. В любом случае помазание приуготовляет больного к переходу в Дом Отца.
|
1520-1523 1532 |
320. Что такое напутствие (виатик) умирающих? | |
Евхаристия, принимаемая теми, кто покидает земную жизнь и готовится к переходу в жизнь вечную. Принимаемое в момент перехода из сего мира к Отцу, Причащение Тела и Крови Христа, умершего и воскресшего, есть семя вечной жизни и сила воскресения.
|
1524-1525 |
Глава третья Таинства служения общения и миссии | |
321. Какие таинства называются таинствами служения общения и миссии? | |
Два таинства, Священство и Брак, сообщают специальную благодать для особой миссии в Церкви на служение созидания Народа Божия. Они особым образом содействуют церковному общению и спасению других.
|
1533-1535 |
Таинство Священства | |
322. Что такое таинство Священства? | |
Таинство, благодаря которому миссия, вверенная Христом Апостолам, продолжает осуществляться в Церкви до скончания века.
|
1536 |
323. Почему это таинство называется по-латыни ordination? | |
Ordo – церковная группа, частью которой можно стать через специальное посвящение (ordination – рукоположение), поскольку оно по особому дару Святого Духа позволяет осуществлять «священную власть» (sacra potestas) от имени и властью Христа для служения Народу Божию.
|
1537-1538 |
324. Как таинство Священства включено в Божественный замысел о спасении? | |
В Ветхом Завете прообразами этого таинства были служители-левиты, священство Аарона и поставление семидесяти «из старейшин» (Числ 11,25). Эти прообразы обретают свое полное осуществление во Христе Иисусе, Который, пожертвовав собой на Кресте, стал «единым посредником между Богом и человеками» (см. 1 Тим 2,5), «Первосвященником по чину Мелхиседека» (см. Евр 5,10). Единое священство Христа присутствует в служебном священстве.
|
1539-1546 1590-1591 |
«Христос есть единственный истинный Священник, а все остальные – только служители Его» (св. Фома Аквинский).
|
|
325. Сколько степеней имеет таинство Священства? | |
Оно имеет три степени, незаменимые в органической структуре Церкви: епископство, пресвитерство, диаконство.
|
1554 1593 |
326. Каковы плоды рукоположения во епископа? | |
Епископское рукоположение (хиротония) сообщает полноту таинства Священства, делает епископа законным преемником апостолов, включает в Коллегию Епископов, благодаря чему он разделяет с Папой и остальными епископами заботу обо всех Церквах. Хиротония также налагает миссию учить, освящать и управлять.
|
1557-1558 1594 |
327. Какая миссия возложена на епископа в поместной Церкви? | |
Епископ, которому вверена поместная Церковь, есть видимое начало и основа единства этой Церкви, в которой он как викарий Христа исполняет пастырскую миссию при помощи пресвитеров и диаконов.
|
1560-1561 |
328. Каковы плоды рукоположения в пресвитера? | |
Помазание Духа Святого запечатлевает пресвитера духовной неизгладимой печатью (характером), уподобляет его Христу-Священнику, и делает способным действовать в лице Христа-Главы. Будучи сотрудником епископского чина, пресвитер посвящен, чтобы проповедовать Евангелие, пасти верных и совершать литургию, в первую очередь – Евхаристию, из которой он черпает силу для служения.
|
1562-1567 1595 |
329. Как пресвитер осуществляет свое служение? | |
Будучи рукоположенным для вселенской миссии, пресвитер осуществляет ее в поместной Церкви, соединяясь братскими узами через таинства с другими пресвитерами, которые составляют единое пресвитерство и в общении с епископом, подчиняясь ему, несут ответственность за поместную Церковь.
|
1568 |
330. Каковы плоды рукоположения в диакона? | |
Диакон, уподобленный Христу, ставшему слугой всех, рукополагается для служения Церкви, которое он исполняет под властью епископа, участвуя в служении Слова, в совершении богослужения, в пастырском управлении и в делах милосердия.
|
1569-1571 1596 |
331. Как преподается таинство Священства? | |
Для всех трех степеней таинство Священства преподается через возложение рук епископа на голову рукополагаемого, чему сопутствует торжественная посвятительная молитва. В ней епископ просит Бога об особом ниспослании на рукополагаемого Духа Святого и Его даров, соответствующих служению, на которое рукополагается кандидат.
|
1572-1574 1597 |
332. Кто может преподавать это таинство? | |
Епископы, посвященные действительным образом, как преемники апостолов могут преподавать три степени таинства священства.
|
1575-1576 1600 |
333. Кто может получить это таинство? | |
Действительным образом его может получить только крещеный мужчина: Церковь признает себя связанной таким выбором Самого Господа. Никто не может требовать получения таинства Священства, но должен быть признан церковной властью способным к этому служению.
|
1577-1578 1598 |
334. Обязан ли получающий таинство Священства хранить безбрачие (целибат)? | |
От епископа всегда требуется соблюдать целибат. Что касается пресвитерства, то в Латинской Церкви священнослужители обыкновенно избираются из верующих мужчин, которые живут в безбрачии и имеют намерение сохранить его «для Царства Небесного» (Мф 19,20); в Восточных Церквах не разрешается жениться после рукоположения. К постоянному диаконату могут быть допущены и женатые мужчины.
|
1579-1580 1599 |
335. Каковы плоды таинства Священства? | |
Это таинство дарует особое излияние Святого Духа, который уподобляет рукоположенного Христу в Его трояком служении Священника, Пророка и Царя, согласно трем степеням Священства. Рукоположение налагает неизгладимую духовную печать (характер); поэтому не может быть ни повторено, ни дано временно.
|
1581-1589 |
336. Какой властью осуществляется служебное священство? | |
Рукоположенные священники в осуществлении священного служения говорят и действуют не по своей власти и тем более, не по разрешению или по поручению общины, но в Лице Христа-Главы и от имени Церкви. Поэтому служебное священство сущностно отличается (и не только по степени) от общего священства верных, для служения которому Христос его и установил.
|
1547-1553 |
Таинство Брака | |
337. В чем состоит замысел Бога о мужчине и женщине? | |
Бог, Который Сам есть любовь и Который сотворил человека из любви, призвал его к любви. Сотворив мужчину и женщину, Он призвал их в браке к сокровенному союзу жизни и любви друг к другу, «так что они уже не двое, а одна плоть» (Мф 19,6). Благословляя их, Бог говорит им: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт 1,28).
|
1601-1605 |
338. С какой целью Бог установил Брак? | |
Брачный союз мужчины и женщины, основанный и устроенный Творцом согласно собственным законам по своей природе направлен на общение и благо супругов, а также – на рождение и воспитание детей. Брачный союз, согласно первоначальному Божественному замыслу, нерасторжим: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк 10,9), – подтверждает Иисус Христос.
|
1659-1660 |
339. Как грех угрожает Браку? | |
По причине первого грехопадения, которое вызвало также разрушение единства мужчины и женщины, дарованного Творцом, брачный союз очень часто оказывается под угрозой раздоров и неверности. И все-таки, Бог в Своем бесконечном милосердии дарует мужчине и женщине благодать, чтобы осуществить союз их жизней согласно первозданному Божественному замыслу.
|
1606-1608 |
340. Каково учение Ветхого Завета о Браке? | |
Бог, в первую очередь, через педагогику Закона и пророков помогает Своему народу постепенно созреть до разумения единичности и нерасторжимости Брака. Брачный завет Бога с Израилем подготавливает и предвосхищает Новый Завет, заключенный Сыном Божиим, Иисусом Христом, с Его Невестой – Церковью.
|
1609-1611 |
341. Что нового даровал Иисус брачному союзу? | |
Иисус Христос не только восстанавливает изначальный порядок, угодный Богу, но также дарует благодать, чтобы жизнь в Браке обрела новое достоинство таинства и была знамением Его супружеской любви к Церкви: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (Еф 5,25).
|
1612-1617 1661 |
342. Все ли обязаны вступать в Брак? | |
Брак отнюдь не всеобщая обязанность. Более того, Бог призывает некоторых мужчин и женщин следовать за Господом Иисусом по стезе девственности, или безбрачия, ради Царства Небесного, отказываясь от великого блага брачного союза, чтобы заботиться о вещах, угодных Господу, стараться быть Ему благоугодными, стать знамением абсолютного первенства любви Христовой и горячего ожидания его славного пришествия.
|
1618-1620 |
343. Как совершается таинство Брака? | |
Поскольку Брак устанавливает для супругов единый общественный статус жизни в Церкви, он совершается публично во время богослужения в присутствии священника (или полномочного свидетеля Церкви), а также в присутствии свидетелей.
|
1621-1624 |
344. Что такое супружеское согласие? | |
Супружеское согласие – это волеизъявление мужчины и женщины даровать себя друг другу с целью жить в верном и плодотворном союзе любви. Поскольку Брак создается согласием, последнее необходимо и незаменимо. Чтобы Брак был действительным, целью такого соглашения должно быть желание вступить в истинный Брак; оно должно быть сознательным и свободным актом брачущихся и не может быть навязано насильно или принуждением.
|
1625-1632 1662-1663 |
345. Что требуется от брачущихся, если один из них не католик? | |
Чтобы смешанный Брак (Брак между католиком и крещеным не католиком) был законным, необходимо разрешение церковных властей. Для действительности Браков, заключаемых при различии религии (т.е. между католиками и некрещеными), требуется диспенсация (освобождение). В любом случае важно, чтобы стороны не исключали цель и существенных «свойств» Брака и чтобы католическая сторона подтвердила обязательства, доведенные до сведения некатолической стороны, сохранять свою веру и гарантировать Крещение и воспитание детей в Католической Церкви.
|
1633-1637 |
346. Каковы плоды таинства Брака? | |
Таинством Брака между супругами заключаются постоянные и исключительные узы. Сам Бог запечатлевает согласие супругов. Поэтому Брак, одобренный и завершенный между крещеными, никогда не может быть расторгнут. Кроме того, таинство сообщает супругам благодать, необходимую для освящения супружеской жизни, и ответственность в воспитании детей.
|
1638-1642 |
347. Какие грехи категорически противоречат таинству Брака? | |
Измена и многоженство, поскольку противоречат равенству достоинства мужчины и женщины, а также уникальности и исключительности супружеской любви; отказ от продолжения жизни, лишающий супругов дара детей; развод, противоречащий нерасторжимости.
|
1645-1648 |
348. Когда Церковь допускает физическое разлучение супругов? | |
В том случае, когда совместное проживание супругов по серьезным причинам стало практически невозможным, Церковь допускает их физическое разлучение, хотя и ожидает от них примирения. Однако если оба супруга живы, они не могут заключить новый брачный союз, пока церковная власть не объявит их прежний союз недействительным.
|
1629 1649 |
349. Как Церковь относится к вступившим после развода в повторный брачный союз? | |
Церковь, верная Господу, не может признать действительным Браком заключенный повторно гражданский союз: «Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет замуж за другого, прелюбодействует» (Мк 10,11-12). По отношению к ним Церковь проявляет внимательную заботу, приглашая к жизни в вере, к молитве, к делам милосердия и христианскому воспитанию детей. Однако они не могут ни получать тáинственного (сакраментального) отпущения грехов, ни приступать к Евхаристическому общению, ни исполнять некоторые церковные обязанности до тех пор, пока сохраняется такое положение, объективно противоречащее закону Божию.
|
1650-1651 1665 |
350. Почему христианская семья называется также домашней Церковью? | |
Потому, что семья являет и осуществляет общинную и родственную природу Церкви как семьи Божией. Каждый ее член, в соответствии со своей ролью, исполняет крещальное священство, помогая семье становиться общиной благодати и молитвы, школой человеческих и христианских ценностей, местом первого возвещения веры детям.
|
1655-1658 1666 |
Глава четвертая Другие богослужения | |
Священнодейственные обряды (сакраменталии) | |
351. Что такое священнодейственные обряды (сакраменталии)? | |
Священные знамения, установленные Церковью для освящения некоторых обстоятельств жизни. Они включают в себя молитву, сопровождаемую крестным знамением и иными знаками. Важное место среди священнодейственных обрядов занимают благословения, хвала Богу и молитва о ниспослании Его даров; посвящения человека и благословения предметов Божественного культа.
|
1667-1672 1677-1678 |
352. Что такое экзорцизм? | |
Речь идет об экзорцизме, если Церковь своей властью требует во Имя Иисуса, чтобы человек или предмет был защищен от напастей лукавого и вырван из-под его власти. В упрощенной форме он совершается при Крещении. Торжественный экзорцизм, называемый великим экзорцизмом, может совершать только священник с разрешения епископа.
|
1673 |
353. Какие формы народного благочестия сопутствуют тáинственной (сакраментальной) жизни Церкви? | |
Религиозное чувство христианского народа всегда находило выражение в разнообразных формах благочестия, сопутствующих тáинственной (сакраментальной) жизни Церкви, таких как: почитание реликвий и мощей, посещение святынь, паломничества, процессии, Крестный путь, Розарий. Церковь светом веры просвещает и поддерживает подлинные формы народного благочестия.
|
1674-1676 1679 |
Христианское погребение | |
354. Как связаны между собой таинства и смерть христианина? | |
Христианин, умирая во Христе, в конце своего земного существования достигает завершения жизни, начатой Крещением, укрепленной Миропомазанием и питаемой Евхаристией, предвкушением небесного пира. Смысл христианской смерти проявляется в свете Смерти и Воскресения Христа, на Котором покоится наша единственная надежда; умирая во Христе Иисусе, христианин «водворяется у Господа» (2 Кор 5,8).
|
1680-1683 |
355. Что выражает погребальный обряд? | |
Различные погребальные обряды, в соответствии с ситуацией и традициями каждого региона, выражают Пасхальный характер христианской смерти в надежде на воскресение и смысл общения с усопшим, особенно, через молитву об очищении его души.
|
1684-1685 |
356. Каковы основные моменты погребального обряда? | |
Обычно погребение включает в себя четыре основных момента: встреча общиной тела усопшего словом утешения и надежды, литургия Слова, Евхаристическая Жертва и прощание, с которым душа усопшего вверяется Богу, Источнику вечной жизни, в то время, как его тело предается земле в ожидании воскресения. |
1686-1690 |
Иаков Копиист. Иллюстрация к Четвероевангелию.
Библиотека отцов-мхитаристов, Вена
На иллюстрации представлен момент установления Евхаристии за Тайной Вечерей, совершаемой в просторной горнице, устланной коврами (ср. Мк 14,15):
«Когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26,26-28).
На иллюстрации Иисус и апостолы сидят за столом в форме чаши. На столе – Евхаристические дары: хлеб и вино. Горница, изображенная на тщательно выписанном архитектоничном фоне, со зданиями и круглой Дарохранительницей на семи столпах, символизирует Церковь, обитель Иисуса в Евхаристии. Важная деталь: апостол Иоанн преклонил голову на грудь Иисуса (ср. Ин 13,25). Она указывает на общение любви, которое Евхаристия производит в верующем. Это – ответ ученика на приглашение Учителя:
«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода <...>. Пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин 15,5.9-10).
Евхаристия – общение с Иисусом и духовная пища, чтобы поддерживать благую повседневную битву верного Христова в соблюдении заповедей:
«Спаситель <...> с живущими в Нем всегда и во всем соприсутствует, так что всякую нужду восполняет и есть для них все и не допускает обращать внимания на что-либо иное, ни искать чего-либо в другом месте. Ибо нет для нуждающихся ничего такого, чем бы Сам Он не был для святых, ибо Он и рождает и взращивает и питает, и свет для них и дыхание и Собою Самим образует для них око, Собою Самим освещает их и дарует им видеть Себя Самого. Сам Он – Питатель, но вместе с тем и пища, которую Он являет как хлеб жизни. Сам же есть и то, что доставляет. Он и жизнь для живущих, благоухание для дышащих, одежда для желающих одеться. Им только можем мы ходить, и Он же есть и жизнь и, кроме того, отдохновение на пути и предел его. Мы – члены, Он – глава. Подвизаться нужно? Он споборствует заслуживающим похвалы. Побеждаем мы? Он – готовый венец наш. Так во всем обращает к Себе Самому и не допускает уму обращаться к чему-либо иному, ни воспламеняться любовью к чему-либо сущему. <...> Из сказанного видно, что жизнь во Христе не в будущей только, но и в настоящей жизни находится в святых, кои и живут ею и действуют» (св. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе, 1, 13-15).