КАТЕХИЗИС
КАТОЛИЧЕСКОЙ
ЦЕРКВИ

Компендиум



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Жизнь во Христе



ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ

«ПРИЗВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА – ЖИЗНЬ В ДУХЕ»


Эль Греко. Св. Иоанн созерцает Деву Марию, Непорочно Зачатую.

Эль Греко. Св. Иоанн созерцает Деву Марию, Непорочно Зачатую.
Толедский Музей искусств, Толедо, Огайо (США)



Мария, Panaghía (Всесвятая), лучшее из творений Святого Духа, Раnághion. Вся Ее жизнь, от момента Непорочного зачатия до славного Вознесения на небеса, полностью пронизана Божественной любовью. Дух любви Отца и Сына создает из Марии новое творение, новую Еву, сердце и ум Которой обращены: к поклонению и послушанию Небесному Отцу, для Которого Она – возлюбленная Дочь; к принятию Сына и служению Тому, для Кого Она – Матерь, Ученица и Спутница; к общению и сотрудничеству со Святым Духом, для Которого Она – драгоценный Ковчег.

На картине Мария окружена музицирующими и ликующими ангелами; на Ее главу изливается сияние божественной любви Святого Духа, Которого символизирует голубь. Мария – Матерь и Защитница Церкви (у Ее стоп виднеются очертания священного здания). Своим действенным материнским заступничеством пред Иисусом Она изливает на Церковь изобилие небесных благ (их символизирует цветущий розовый куст).

Изображенный в левом нижнем углу апостол Иоанн, созерцающий Пренепорочную, символизирует каждого верующего – того, кто видит в Пресвятой Деве совершенный Образец и, одновременно, Наставницу и Путеводительницу к жизни в Духе.

Цистерцианский аббат Христиан (XII в.) размышлял над тайной сопричастности Марии духовному опыту апостолов. Сравнивая последних с двенадцатью звездами, окружающими Пресвятую Деву, аббат пишет следующее:

«Часто они собирались вокруг благоразумнейшей Девы, словно ученики вокруг Наставницы, чтобы полнее постичь истину поступков, совершенных Ею, – истину, которую они бы проповедали другим в подходящее время. Освященная и просвещенная Самим Богом, Она стала для них подлинной сокровищницей небесной мудрости, потому что в повседневном общежитии была совершенно особым образом близка Самой Премудрости, то есть Своему Сыну, запоминая и верно сохраняя все увиденное и услышанное» (Проповедь I на Успение Пресвятой Девы Марии).



357. Как нравственная христианская жизнь связана с верой и Таинствами?
 

Исповедуемое в Символе веры передается в таинствах. Действительно, через них верующие принимают благодать Христову и дары Святого Духа, которые делают их способными жить новой жизнью детей Божиих во Христе, принимаемом с верой.


1691-1698

«Христианин, осознай свое достоинство» (св. Лев Великий).


 

Глава первая
Достоинство человеческой личности

 

Человек – образ Божий

 
358. В чем укоренено достоинство человека?
 

Достоинство человеческой личности укоренено в сотворении ее по образу и подобию Божию. Наделенная духовной и бессмертной душой, разумом и свободной волей, человеческая личность устремлена к Богу и призвана войти с душой и телом в вечное блаженство.


1699-1715

Наше призвание к блаженству

 
359. Как человек достигает блаженства?
 

Человек достигает блаженства в силу благодати Христа, Который делает его участником Божественной жизни. Христос в Евангелии указывает своим ученикам путь, ведущий к безграничному счастью: Заповеди Блаженства. Благодать Христова действует и в каждом человеке, который, следуя чистой совести, ищет и любит истину и благо, избегая зла.


1716
360. Почему заповеди Блаженства важны для нас?
 

Заповеди Блаженства находятся в центре проповеди Иисуса, продолжают и доводят до совершенства обещания Бога, данные человечеству, начиная от Авраама. Они отражают Самый Лик Иисуса, характеризуют подлинную христианскую жизнь и открывают человеку высшую цель его поступков: вечное блаженство.


1716-1717
1725-1726
361. Как Заповеди Блаженства соотносятся с человеческим желанием счастья?
 

Они отвечают на врожденное желание счастья, которое Бог вложил в сердце человека, чтобы привлечь его к Себе – Единственному, Кто может удовлетворить Его.


1718-1719
362. Что такое вечное блаженство?
 

Лицезрение Бога в вечной жизни, в которой мы в полной мере станем причастниками Божественного естества (см. 2 Петр 1,4), славы Христа и радости жизни Троицы. Блаженство превосходит человеческие способности: это – сверхъестественный и безвозмездный дар Бога, как и благодать, к нему ведущая. Обещанное блаженство ставит нас перед решающим моральным выбором, касающимся земных благ, побуждая нас любить Бога превыше всего.


1720-1724
1727-1729

Свобода человека

 
363. Что такое свобода?
 

Дарованная Богом человеку способность действовать или бездействовать, делать то или иное, совершать таким образом преднамеренные поступки. Свобода характеризует действия, присущие собственно человеку. Чем больше он делает добра, тем более свободным становится. Она достигает совершенства, когда подчинена Богу, Высшему Благу и нашему Блаженству. Свобода также предполагает возможность выбора между добром и злом. Выбор зла есть злоупотребление свободой; он ведет к порабощению грехом.


1730-1733
1743-1744
364. Какая связь существует между свободой и ответственностью?
 

Свобода делает человека ответственным за его действия в той мере, в какой они совершаются добровольно, даже если вменение вины и ответственность за действие могут быть смягчены или вовсе сняты в силу неведения, оплошности, под угрозой насилия, из страха, от бесконтрольных чувств, по привычке.


1734-1737
1745-1746
365. Почему у каждого человека есть право пользоваться свободой?
 

Право пользоваться свободой присуще каждому человеку, поскольку неотделимо от достоинства человеческой личности. Поэтому это право нужно всегда уважать, особенно в моральном и религиозном плане; оно должно быть признано и защищено гражданскими законами в пределах общего блага и справедливого общественного порядка.


1738
1747
366. Как человеческая свобода вписывается в порядок спасения?
 

Наша свобода ослаблена по причине первородного греха, причем последующие грехи только усугубляют эту слабость. Однако Христос «освободил нас, дабы мы были свободны» (см. Гал 5,1). Святой Дух своей благодатью ведет нас к духовной свободе, чтобы мы добровольно разделили Его дело в Церкви и мире.


1739-1742
1748
367. Каковы источники нравственности поступков человека?
 

Нравственность поступков человека зависит от трех источников: от избранного объекта, т.е. от истинного или иллюзорного блага; от намерения субъекта действия, т.е. от цели, с которой совершается действие; от обстоятельств поступка, включая его последствия.


1749-1754
1757-1758
368. Когда поступок считается нравственно добрым?
 

Нравственно добрый поступок предполагает одновременно то, что благими являются его объект, цель и обстоятельства. Избранный объект может извратить весь поступок, даже при условии благого намерения. Нельзя совершить зло, чтобы извлечь из него добро. Дурная цель извращает действие, даже если его объект благ сам по себе. Напротив, благая цель не оправдывает поведение, само по себе беззаконное, поскольку цель не оправдывает средств. Обстоятельства могут уменьшить или увеличить ответственность действующего лица, но не могут ни оправдать моральное качество самих поступков, ни сделать добрым поступок, который сам по себе дурной.


1755-1756
1759-1760
369. Существуют ли безоговорочно недозволительные действия?
 

Есть конкретные действия, избирать которые всегда ошибочно по причине их объекта (например, богохульство, убийство, прелюбодеяние). Избрание подобных поступков влечет за собой беззаконие воли, т.е. нравственное зло, которое нельзя оправдать извлечением из них вероятных благ.


1756,1761

Нравственное значение страстей

 
370. Что такое «страсти»?
 

Страсти – чувства, эмоции или движения чувственности – естественные компоненты психологии человека, побуждающие его к действию или бездействию в соответствии с тем, что человек понимает как благое или злое. Основные страсти: любовь и ненависть, желания и страх, радость, грусть, гнев. Наипервейшая из них – любовь, вызываемая привлекательностью блага. Любимо лишь благо – истинное или иллюзорное.


1762-1766
1771-1772
371. Страсти сами по себе хороши или плохи?
 

Страсти, будучи движением чувственности, сами по себе ни хороши, ни плохи: они благи, когда способствуют доброму поступку, они дурны в противоположном случае. Они могут быть восприняты в добродетели либо извращены в пороки.


1767-1770
1773-1775

Нравственное сознание (совесть)

 
372. Что такое нравственное сознание (совесть)?
 

Нравственное сознание (совесть), присутствующее в глубине личности, есть суд разума, который в нужный момент велит человеку совершать добро и избегать зла. Благодаря этому человеческая личность распознает нравственное качество действия, которое собирается совершить или уже совершила, позволяя ему тем самым взять за него ответственность. Благоразумный человек, прислушиваясь к совести, может услышать голос говорящего с ним Бога.


1776-1780
1795-1797
373. Чего требует от совести достоинство личности?
 

Достоинство человеческой личности требует честной совести (т.е. быть в согласии с тем, что справедливо и благо в соответствии с разумом и Божественным законом). Человека, в силу его личностного достоинства, нельзя принуждать действовать против совести, но также нельзя ему препятствовать в рамках общего блага поступать по совести, особенно в религиозном плане.


1780-1782
1798
374. Как формируется честная и правдивая совесть?
 

Честная и правдивая совесть формируется воспитанием, восприятием Слова Божиего и учения Церкви. Ее поддерживают дары Святого Духа, ей помогают советы мудрых людей. Кроме того, нравственному формированию очень способствуют молитва и испытание совести.


1783-1788
1799-1800
375. Каких правил всегда должна придерживаться совесть?
 

Таких самых общих правил три: 1) никогда не дозволено делать зло, чтобы из него произошло добро (т.н. зло во благо); 2) так называемое «Золотое правило»: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф 7,12); 3) любовь всегда зиждется на уважении к ближнему и к его совести, хотя это не означает, что нужно принимать за добро то, что объективно является злом.


1789
376. Может ли совесть выносить ошибочное суждение?
 

Личность всегда должна подчиняться твердому суждению своей совести, однако способна допускать ошибочное суждение, причем не всегда не по своей личной вине. Однако личности не вменяется в вину зло, совершенное по невольному неведению, хотя оно объективно остается грехом. Следовательно, необходимо трудиться над тем, чтобы очищать нравственное сознание от ошибок.


1790-1794
1801-1802

Добродетели

 
377. Что такое добродетель?
 

Добродетель – это привычное и твердое расположение делать добро. «Цель добродетельной жизни уподобляться Богу» (св. Григорий Нисский). Добродетели бывают человеческие и богословские.


1803,1833
378. Что такое человеческие добродетели?
 

Человеческие добродетели – это привычное и устойчивое совершенство ума и воли, движущее нашими поступками, управляющее нашими страстями, руководящее нашим поведением согласно разуму и вере. Приобретенные и укрепляемые нравственно хорошими и постоянными поступками, они очищаются и возвышаются Божественной благодатью.


1804
1810-1811
1834,1839
379. Каковы основные человеческие добродетели?
 

Основные добродетели называют главными, они группируют вокруг себя все остальные добродетели и составляют основу добродетельной жизни. Таковы благоразумие, справедливость, мужество, воздержанность.


1805
1834
380. Что такое благоразумие?
 

Благоразумие располагает разум при любых обстоятельствах распознавать наше истинное благо и выбирать правильные средства для его совершения. Оно ведет за собой другие добродетели, указывая им путь и меру.


1806
1835
381. Что такое справедливость?
 

Справедливость состоит в постоянной и твердой воле отдавать другим то, что им подобает. Справедливость по отношению к Богу называется «религиозной добродетелью».


1807
1836
382. Что такое мужество?
 

Мужество обеспечивает твердость в преодолении трудностей и постоянство в стремлении к добру, делает человека способным жертвовать собственной жизнью ради правого дела.


1808
1837
383. Что такое воздержанность?
 

Воздержанность ограничивает привлекательность удовольствий, обеспечивает господство воли над инстинктами и обеспечивает равновесие в пользовании сотворенными благами.


1809
1838
384. Что такое богословские добродетели?
 

Добродетели, источник, причина и непосредственный объект которых – Сам Бог. Изливаемые в душу человека освящающей благодатью, они располагают к жизни в общении с Пресвятой Троицей, обосновывают и воодушевляют нравственные действия христианина, оживляя человеческие добродетели. Они – залог присутствия и действия Святого Духа в способностях человека.


1812-1813
1840-1841
385. Какие существуют богословские добродетели?
 

Богословские добродетели: вера, надежда и любовь.


1813
386. Что такое вера?
 

Вера – это богословская добродетель, посредством которой мы верим в Бога, во все, что Он открыл нам и во что предлагает нам верить Святая Церковь, ибо Бог есть сама Истина. Верой человек свободно предает себя Богу. Поэтому верующий стремится узнать и исполнить волю Божию, ибо вера «действует любовью» (Гал 5,6).


1814-1816
1842
387. Что такое надежда?
 

Надежда – это богословская добродетель, посредством которой мы желаем и ожидаем от Бога вечной жизни как нашего счастья, а чтобы заслужить ее и претерпеть до конца земной жизни, полагаем наше упование в обещаниях Христа и опираемся на помощь благодати Святого Духа.


1817-1821
1843
388. Что такое любовь?
 

Любовь – это богословская добродетель, посредством которой мы любим Бога превыше всего и нашего ближнего – как самих себя, ради любви к Богу. Иисус делает ее новой заповедью, полнотой Закона. Она – «совокупность совершенства» (Кол 3,14) и основание других добродетелей, которые она одушевляет, вдохновляет и устрояет: без любви «я ничто» и «нет мне в том никакой пользы» (1 Кор 13,1-3).


1822-1829
1844
389. Что такое дары Святого Духа?
 

Дары Святого Духа – это постоянные предрасположения, делающие человека способным следовать Божественным побуждениям. Таких даров семь: премудрость, разум, совет, крепость, ведение, благочестие и страх Божий.


1830-1831
1845
390. Что такое плоды Святого Духа?
 

Плоды Святого Духа – это совершенства, отобразившиеся в нас как начатки вечной славы. Традиция Церкви перечисляет двенадцать таких проявлений: «любовь, радость, мир, долготерпение, великодушие, благость, благожелательность, кротость, верность, скромность, воздержанность, целомудрие» (Гал 5,22-23, перевод из Вульгаты).


1832

Грех

 
391. Чего требует от нас принятие Божия милосердия?
 

Оно требует от нас признания вины и покаяния в грехах. Сам Бог Своим Словом и Своим Святым Духом обнажает наши грехи и дает нам истину совести и надежду на прощение.


1846-1848
1870
392. Что такое грех?
 

Грех – это «слово, действие или желание, противные вечному Закону» (св. Августин). Это оскорбление, нанесенное Богу в непослушании Его любви. Грех ранит человеческую природу и наносит ущерб человеческой солидарности. Христос в Своих Страстях до конца обнажил тяжесть греха и победил его Своим милосердием.


1849-1851
1871-1872
393. Существует ли многообразие грехов?
 

Многообразие грехов велико. Их можно различать по их предмету или по добродетелям и заповедям, которым они противоречат. Они могут касаться непосредственно Бога, ближнего или нас самих. Кроме того, можно выделить из них грехи совершаемые в мыслях, в словах, в поступках или в бездействии.


1852-1853
1873
394. Как грехи различаются по тяжести?
 

Различают смертный грех и обыденный грех.


1854
395. Когда человек совершает смертный грех?
 

Грех считается смертным, если налицо одновременно: серьезная материя, полное осознание и полное преднамеренное согласие. Этот грех разрушает в нас любовь, лишает нас освящающей благодати и влечет за собой вечную смерть в аду, если мы не раскаемся. Отпущение смертного греха обыкновенно можно получить через таинства Крещения и Покаяния (Примирения).


1855-1861
1874
396. Когда человек совершает обыденный грех?
 

Грех, отличающийся от смертного греха по существу, считается обыденным, если налицо легкая материя или даже серьезная, но без полной осознанности, либо окончательного согласия. Он не разрывает союза с Богом, но ослабляет любовь; проявляет неупорядоченную привязанность к сотворенным благам; препятствует продвижению души к осуществлению добродетелей и к деланию нравственного добра; заслуживает временного очистительного наказания.


1862-1864
1875
397. Как в нас распространяется грех?
 

Грех создает тягу ко греху, а его повторение порождает порок.


1865,1876
398. Что такое порок?
 

Пороки, в отличие от добродетелей, представляют собой злостные привычки, затмевающие совесть и склоняющие ко греху. Пороки могут быть связаны с семью грехами, называемыми главными: гордыней, скупостью, завистью, гневом, похотью, обжорством, ленью или унынием.


1866-1867
399. Несем ли мы ответственность за грехи других людей?
 

Мы ответственны за них, если злонамеренно содействуем им.


1868
400. Что такое греховные структуры?
 

Социальные ситуации и институты, противящиеся Божественному закону, выражение и результат личных грехов.


1869

Глава вторая
Человеческое сообщество

 

Личность и общество

 
401. В чем состоит социальное измерение человека?
 

Наряду с личностным предназначением каждого к блаженству, человеку присуще и социальное измерение как важный элемент его природы и его призвания. Действительно, все люди призваны к одной и той же цели – к Самому Богу; есть некоторое сходство между общением Божественных Лиц и братством, которое люди должны установить между собой в истине и любви; любовь к ближнему неотделима от любви к Богу.


1877-1880
1890-1891
402. Какова связь человека с обществом?
 

Принципом, субъектом и целью любых социальных институтов должна быть личность. Некоторые сообщества, такие как семья или гражданская община, для нее необходимы. Могут быть полезны также иные ассоциации (объединения), как внутри политических сообществ, так и на международном уровне, в уважении принципа вспомогателъности (субсидиарности).


1881-1882
1892-1893
403. Что означает принцип вспомогательности?
 

Этот принцип означает, что общество высшего порядка не должно подменять собой общество низшего порядка, лишая его компетенции, но скорее должно поддерживать его в случае необходимости.


1883-1885
1894
404. Чего еще требует подлинное человеческое сосуществование?
 

Оно требует уважения, справедливости и правильной иерархии ценностей, равно как подчинения материального и инстинктивного измерения внутреннему и духовному измерению. Там, где грех извращает социальный климат, тем более надо взывать к обращению сердец и к Божией благодати, чтобы добиться социальных изменений, которые реально послужили бы людям, не ущемляя личность каждого из них. Милосердие, требующее осуществления справедливости и дающее нам способность для этого, – величайшая социальная заповедь.


1886-1889
1895-1896

Участие в социальной жизни

 
405. На что опирается власть в обществе?
 

Всякое человеческое сообщество нуждается в законной власти, которая обеспечивала бы порядок и способствовала бы достижению общего блага. Такая власть основана на человеческой природе, поскольку соответствует порядку, установленному Богом.


1897-1902
1918-1920
406. Когда использование власти законно?
 

Использование власти законно, если направлено на достижение блага и если для этого применяются нравственно приемлемые средства. Поэтому политические режимы должны руководствоваться свободным решением граждан и уважать принципы «правового государства», в котором суверенитет принадлежит закону, а не самоуправной воле людей. Несправедливые законы и меры, противоречащие нравственному порядку, не связывают совести людей.


1901
1903-1904
1921-1922
407. Что такое общее благо?
 

Под общим благом понимается совокупность тех условий социальной жизни, которые позволяют и обществам, и отдельным их членам достигать собственного совершенства.


1905-1906
1924
408. Что предполагает общее благо?
 

Общее благо предполагает: уважение и поощрение фундаментальных прав личности, развитие духовных и светских благ общества; мир и безопасность всех.


1907-1909
1925
409. Где наиболее полно реализовано общее благо?
 

Наиболее полно общее благо реализовано в тех политических сообществах, которые защищают и развивают благо граждан и промежуточных образований без ущерба для универсального блага человеческой семьи.


1910-1912
1927
410. Как человек участвует в реализации общего блага?
 

Любой человек, в соответствии со своим местом и исполняемой ролью, участвует в содействии общему благу, уважая справедливые законы и заботясь о тех областях, где он имеет личную ответственность, таких как забота о семье и добросовестная работа. Кроме того, граждане должны, насколько это возможно, принимать активное участие в общественной жизни.


1913-1917
1926

Социальная справедливость

 
411. Как общество гарантирует социальную справедливость?
 

Общество гарантирует социальную справедливость, если уважает достоинство и права личности, то есть, защищает подлинную цель общества. Кроме того, общество добивается социальной справедливости, которая связана с общим благом и осуществлением власти, созидая условия, позволяющие объединениям и отдельным лицам получать то, на что они имеют право.


1928-1933
1943-1944
412. На чем основано равенство между людьми?
 

Все люди пользуются равным достоинством и фундаментальными правами, поскольку сотворены по образу Единого Бога и наделены одинаковой разумной душой, имеют одну и ту же природу и одно и то же происхождение и во Христе, Единственном Спасителе, призваны к одному и тому же Божественному блаженству.


1934-1935
1945
413. Как следует оценивать различия (неравенство) между людьми?
 

Существуют порочные формы неравенства, экономические и социальные, от которых страдают миллионы людей; они открыто противоречат Евангелию, противоположны справедливости, достоинству личности, миру. Однако существуют такие различия между людьми, вызванные различными факторами, которые вписаны в замысел Божий. Действительно, Ему угодно, чтобы каждый получал от других то, что ему нужно, и чтобы те, кто располагает особыми «талантами», делились ими с другими. Такие различия побуждают, а нередко заставляют людей быть великодушными, доброжелательными, делиться с другими; они побуждают также и культуры к взаимному обогащению.


1936-1938
1946-1947
414. В чем выражается человеческая солидарность?
 

Солидарность, проистекающая из человеческого и христианского братства, выражается прежде всего в справедливом распределении благ, в достойной оплате труда и в стремлении установить более справедливый социальный порядок. Добродетель солидарности осуществляет также разделение духовных благ веры, которые более важны, чем материальные блага.


1939-1942
1948

Глава третья
Спасение Божие: закон и благодать

 

Нравственный закон

 
415. Что такое нравственный закон?
 

Нравственный закон – это дело Божественной Премудрости. Он предписывает человеку пути, правила поведения, ведущие к обещанному блаженству и отвергающие пути, уводящие от Бога.


1950-1953
1975-1978
416. В чем состоит естественный нравственный закон?
 

Естественный закон, вписанный Творцом в сердце каждого человека, состоит в участии в Премудрости и благодати Бога и выражает первозданное нравственное чувство, позволяющее человеку при помощи разума различать добро и зло. Этот закон универсален и неизменен; он закладывает основания для фундаментальных обязанностей и прав личности, равно как для созидания человеческого сообщества и, собственно, гражданского законодательства.


1954-1960
1978-1979
417. Все ли воспринимают этот закон?
 

Из-за греха не все и не всегда одинаково ясно и беспрепятственно воспринимают естественный закон.


1960

«Бог начертал на скрижалях Закона то, чего люди не умели прочесть в своих сердцах» (св. Августин).


 
418. Как естественный закон связан с Ветхим Законом?
 

Ветхий Закон – первый этап Закона, данного в Откровении. В нем выражены многочисленные истины, естественным образом доступные разуму, освещенные и удостоверенные в Заветах Спасения. Нравственные предписания Десяти Заповедей (Декалога) закладывают основы призвания человека, запрещают то, что противоречит любви к Богу и к ближнему, предписывают то, что для человека обязательно.


1961-1962
1980
419. Как Ветхий Закон вписан в замысел о спасении?
 

Ветхий Закон позволяет постичь многочисленные истины, доступные разуму, указывает, что надо делать и чего нельзя, и, в первую очередь, как мудрый педагог, подготавливает и располагает к обращению и восприятию Евангелия. Ветхий Закон свят, духовен и благ, хотя и не совершенен, потому что сам по себе не дает силы и благодати Духа для исполнения.


1963-1964
1982
420. Что такое Новый, или Евангельский Закон?
 

Новый, или Евангельский Закон, возвещенный и исполненный Христом, – это полнота и совершенство Божиего Закона, естественного и данного в Откровении. Он весь заключен в заповеди любить Бога и ближнего, любить друг друга, как возлюбил нас Христос; он есть реальность, духовно присущая человеку, т.е. благодать Святого Духа, делающая возможной такую любовь. Он – «закон свободы» (Иак 1,25), потому что дает действовать спонтанно под влиянием любви.


1965-1972
1983-1985

«Новый закон – это прежде всего сама благодать Святого Духа, дарованная верующим во Христа» (св. Фома Аквинский).


 
421. Где явлен Новый Закон?
 

Новый Закон явлен во всей жизни и проповеди Христа, а также в нравственной катехезе апостолов; его главное воплощение – Нагорная проповедь.


1971-1974
1986

Благодать и оправдание

 
422. Что такое оправдание?
 

Оправдание – самое совершенное деяние любви Божией. Это – милосердие и бескорыстное деяние Бога, которое упраздняет наши грехи, делает нас праведными и святыми во всем нашем бытии. Оно совершается посредством благодати Святого Духа, заслуженной для нас Страстями Христа, и даруется нам в Крещении. Оправдание полагает начало свободному ответу человека, т.е. вере во Христа и содействию благодати Святого Духа.


1987-1995
2017-2020
423. Что такое оправдывающая благодать?
 

Благодать – безвозмездный дар, который Бог дает нам, чтобы сделать нас причастниками жизни Пресвятой Троицы и дать способность действовать через Его любовь. Она называется постоянной (габитуальной) благодатью, освящающей или обожествляющей, потому что освящает и обожествляет нас. Она сверхъестественна, поскольку полностью зависит от безвозмездной инициативы Бога и превосходит способности разумения и силы человека. Следовательно, мы не можем познать ее на опыте.


1996-1998
2005
2021
424. Какие существуют виды благодати?
 

Помимо постоянной (габитуальной) благодати существуют: воздействующие (актуальные) благодати (дары, соответствующие ситуации); тáинственные (сакраментальные) благодати (собственные дары каждого из таинств); особые благодати или харизмы (цель, которых общее благо Церкви), среди них особо выделяются благодати состояния, сопровождающие осуществление церковных служений и ответственных функций в жизни.


1999-2000
2003-2004
2023-2024
425. Как связаны благодать и свобода человека?
 

Благодать предваряет, подготавливает и вызывает свободный ответ человека. Она отвечает на сокровенные чаяния человеческой свободы, приглашает ее к содействию и ведет ее к совершенству.


2001-2002
426. Что такое заслуга?
 

Заслуга – это то, что дает право на вознаграждение за благое деяние. По отношению к Богу человек сам по себе не имеет заслуг, поскольку все получил от Него безвозмездно. Однако Бог дарует человеку возможность приобрести заслуги через соединение с любовью Христовой, источником наших заслуг перед Богом. Поэтому заслуги за добрые дела следует приписывать, в первую очередь, Божией благодати и только затем – свободной воле человека.


2006-2010
2025-2026
427. Какие блага мы можем заслужить?
 

По внушению Святого Духа мы можем заслужить для самих себя и для других людей благодати, полезные для нашего освящения и для обретения вечной жизни, равно как – земные блага, подобающие нам по замыслу Бога. Но никто не может заслужить первичную благодать, которая стоит у истоков обращения и оправдания.


2010-2011
2027
428. Все ли мы призваны к христианской святости?
 

Все верные Христовы призваны к христианской святости. Христианская святость – это полнота христианской жизни и совершенство любви; она воплощается в глубоком союзе со Христом и в Нем – с Пресвятой Троицей. Путь освящения христианина должен пройти через Крест и обрести Свое исполнение в последнем Воскресении праведных, в котором Бог будет все во всем.


2012-2016
2028-2029

Церковь – мать и наставница

 
429. Как Церковь питает нравственную жизнь христианина?
 

Церковь – это община, в которой христианин принимает Слово Божие и наставления «Закона Христова» (Гал 6,2); получает благодать таинств, соединяется с Евхаристической жертвой Христа таким образом, что его нравственная жизнь становится поклонением в духе; учится святости на примере Пресвятой Девы Марии и святых.


2030-2031
2047
430. Почему Учительство Церкви вмешивается в область нравственности?
 

Потому что задача Учительства Церкви – проповедовать веру, которую дóлжно принимать и согласно которой нужно жить. Эта задача распространяется также на специфические предписания естественного закона, ибо их соблюдение необходимо для спасения.


2032-2040
2049-2051
431. Каково предназначение заповедей Церкви?
 

Пять заповедей Церкви имеют целью гарантировать верующим необходимый минимум в духе молитвы, в тáинственной (сакраментальной) жизни, в нравственном усилии, в возрастании любви к Богу и к ближнему.


2041
2048
432. Каковы заповеди Церкви?
 

1) Участвуй в Мессе в воскресенье и другие предписанные праздники, а также будь свободен от трудов и дел, которые могут помешать освящению этих дней; 2) исповедуйся в грехах, приступая к таинству Примирения хотя бы раз в год; 3) приступай к таинству Евхаристии хотя бы на Пасху; 4) воздерживайся от мясной пищи и соблюдай пост в дни, предписанные Церковью; 5) поддерживай Церковь в материальных нуждах, каждый в меру своих возможностей.


2042-2043
433. Почему нравственная жизнь христиан необходима для возвещения Евангелия?
 

Потому что своей жизнью по учению Господа Иисуса христиане привлекают людей к вере в истинного Бога, созидают Церковь, преображают мир духом Евангелия и приближают пришествие Царства Божиего.

2044-2046



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД