КАТЕХИЗИС
КАТОЛИЧЕСКОЙ
ЦЕРКВИ

Компендиум



НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Жизнь во Христе



ВТОРОЙ РАЗДЕЛ

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ


Беато Анджелико. Нагорная проповедь

Беато Анджелико. Нагорная проповедь
Музей Сан-Марко, Флоренция



Некий юноша обратился к Иисусу с вопросом: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф 19,16). Иисус ответил ему: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» и сразу же добавил: «И приходи, и следуй за Мною» (Мф 19,17.21).

Чтобы следовать за Иисусом, нужно соблюдать заповеди. Ветхий закон не упразднен, но человек призван обрести его в лице Божественного Учителя, Который, в совершенстве исполнив его в Себе Самом, открывает полный смысл и подтверждает неизменность Закона.

На картине, предваряющей данный раздел, представлен Иисус, наставляющий учеников во время так называемой Нагорной проповеди (см. Мф 5-7). Самые важные элементы этого наставления: Заповеди Блаженств, исполнение Ветхого Закона, молитва Отче наш, указания касательно поста, призвание учеников быть солью земли и светом миру.

Гора, возвышающаяся над землей и достигающая неба, указывает на предпочтительное место встречи с Богом. Иисус Учитель, сидя на скале, своего рода кафедре, правой рукой, воздетой к небу, указывает на Божественное происхождение Своих слов о жизни и счастье. Свиток, который Он сжимает в левой руке, указывает на исполнение учения, которое Он с доверием вверяет апостолам, призвав их проповедовать Евангелие всем народам, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа.

Головы двенадцати апостолов, сидящих кругом у ног Учителя, окружены нимбами в знак их верности Иисусу и свидетельства святости в Церкви. Лишь один из них, сидящий справа, практически сокрытый от зрителя, окружен черным нимбом, что указывает на его неверность Новому Завету. Возвещение Царства Божия, проповедуемое Иисусом, – не пустые, бессодержательные слова, а деяние – результативное и действенное. В связи с этим важен рассказ о капернаумском расслабленном, приведенный в трех синоптических Евангелиях:

«Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: “прощаются тебе грехи”, или сказать: “встань и ходи”? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой» (Мф 9, 1-7).

В данном случае физическое исцеление – не что иное, как видимая сторона духовного чуда освобождения от греха. Исцеление и прощение по-прежнему остаются типичными знаками педагогики Иисуса, Божественного Учителя.



Исход 20,2-17


Втор 5,6-21


Катехетическая формулировка


Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.


Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.


Я Господь, Бог твой:


Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода ненавидящих Меня и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.


Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.


да не будет у тебя других богов, кроме Меня.


Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.


Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.


Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.


Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела Твои; а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: Не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господьдень субботний и освятил его.


Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его.


Помни, что ты должен освящать праздничные дни.


Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.


Почитай отца твоего и матерь твою.


Почитай отца твоего и матерь твою.


Не убивай.


Не убивай.


Не убивай.


Не прелюбодействуй.


Не прелюбодействуй.


Не прелюбодействуй.


Не кради.


Не кради.


Не кради.


Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.


Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.


Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.


Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Не желай жены ближнего твоего.

Не желай <...> ничего, что у ближнего твоего.

Не желай жены его.

Не желай его добра.




434. «Учитель... что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф 19,16).
 

Молодому человеку, задавшему этот вопрос, Иисус отвечает: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди», – а затем добавляет: «И приходи и следуй за Мной» (Мф 19,16.21). Следовать за Иисусом – значит исполнять заповеди. Закон не упразднен, но человеку предлагается обрести его в Лице Божественного Учителя, который Сам в совершенстве исполнил его, открыл его полный смысл и подтвердил его незыблемость.


2052-2054
2075-2076
435. Как Иисус истолковывает Закон?
 

Иисус истолковывает его в свете двойной и единственной заповеди любви, которая есть полнота закона: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф 22,37-40).


2055
436. Что означает термин «Декалог»?
 

«Декалог» означает: «десять слов» (Исх 34,28). Эти слова в сжатой форме провозглашают Закон, данный Богом народу Израиля через Моисея в рамках Завета. Представляя заповеди любви к Богу (первые три) и любви к ближнему (следующие семь), Декалог указывает избранному народу, равно как любому человеку, путь жизни, свободной от рабства греху.


2056-2057
437. Как Декалог связан с Заветом?
 

Декалог понимается в свете Завета, в котором Бог открывает Самого Себя, позволяя узнать Свою волю. Соблюдая заповеди, народ выражает свою принадлежность Богу и с благодарностью отвечает на инициативу Его любви.


2058-2063
2077
438. Какое значение Церковь придает Декалогу?
 

Верная Писанию и примеру Иисуса, Церковь признает первостепенную роль и значение Декалога. Христиане обязаны его соблюдать.


2064-2068
439. Почему Декалог представляет собой органичное целое?
 

Десять заповедей представляют собой органичное и неразделимое целое, потому что каждая Заповедь отсылает к другим и ко всему Декалогу. Поэтому нарушить одну Заповедь – значит нарушить весь Закон.


2069
2079
440. Почему Декалог строго обязателен?
 

Потому что провозглашает фундаментальные обязанности человека по отношению к Богу и к ближнему.


2072-2073
2081
441. Возможно ли соблюсти Декалог?
 

Да, потому что Христос, без Которого мы не можем ничего делать, помогает нам соблюдать Заповеди благодаря дару Святого Духа и Своей благодати.


2074
2082

Глава первая
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим»

 

Первая заповедь:
«Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов, кроме Меня»

 
442. Чего от нас требует утверждение Бога: «Я Господь, Бог твой» (Исх 20,2)?
 

Оно требует от верующего хранить и осуществлять три богословские добродетели и избегать грехов, которые этому препятствуют. Вера верует в Бога и отбрасывает все, что противостоит ей, например: своевольное сомнение, неверие, ересь, отступничество (апостасию), раскольничество (схизму). Надежда с доверием ожидает блаженного видения Бога и Его помощи, избегает отчаяния и самонадеянности. Любовь любит Бога превыше всего; следовательно, отвергаются безразличие, неблагодарность, теплохладность, уныние, духовная леность, ненависть к Богу, порождаемая гордыней.


2083-2094
2133-2134
443. Чего требуют от нас слова Господа: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф 4,10)?
 

Они требуют: поклоняться Богу как Владыке всего сущего; воздавать Ему подобающее поклонение лично и в общине; молиться Ему словами хвалы, благодарения и ходатайства; приносить Ему жертвы, прежде всего, жертвуя Ему духовное приношение собственной жизни, соединяя ее с совершенной Жертвой Христовой; исполнять обещания и обеты, данные Ему.


2095-2105
2135-2136
444. Каким образом личность осуществляет свое право поклоняться Богу в истине и свободе?
 

У каждого человека есть право и нравственная обязанность искать истину, в особенности в том, что касается Бога и Его Церкви, а познав ее – принять и верно хранить, воздавая Богу подлинное поклонение. В то же время, достоинство человеческой личности требует, чтобы в религиозных делах никто не был принуждаем действовать против своей совести и никто не вправе препятствовать другому поступать в справедливых рамках общественного порядка, по совести, будь то в частной жизни или общественной, лично или в сообществе.


2104-2109
2137
445. Что запрещает Бог, повелевая: «Да не будет у тебя других Богов пред лицем Моим» (Ис 20,2)?
 

Эта Заповедь запрещает:

многобожие и идолопоклонство, обожествляющие творения, власть, деньги и даже – бесов;

суеверие – искажение поклонения, подобающего Богу и выражающееся в приписывании кому-либо божественных свойств, в магии, колдовстве, спиритизме;

безбожность, которая выражается в попытке искусить Бога словами или делами; в кощунстве, т.е. в надругательстве над лицами или вещами, посвященными Богу, в первую очередь – над Евхаристией; в симонии, в стремлении купить или продать духовные блага;

атеизм, отвергающий существование Бога и основывающийся на ложной концепции автономии (самодостаточности) человека;

агностицизм, утверждающий, что о Боге нельзя ничего узнать и потому предполагающий безразличие и практический атеизм.


2110-2128
2138-2140
446. Запрещает ли Заповедь Божия: «Не сделай себе кумира и никакого изображения...» (Исх 20,3) иконопочитание?
 

В Ветхом Завете эта Заповедь запрещала изображать Бога, абсолютно трансцендентного. Однако с момента Воплощения Сына Божия христианское иконопочитание оправдано (как подтверждает Второй Никейский Собор 787 г.), поскольку основывается на Тайне Сына Божия, ставшего человеком, в Котором трансцендентный Бог стал видимым. Речь идет не о поклонении изображению, но о почитании изображенного на нем: Христа, Пресвятой Девы, ангелов и святых.


2129-2132
2141

Вторая заповедь:
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно

 
447. В чем почитается святость Божиего имени?
 

Святое имя Господа почитается в призывании, благословении, восхвалении и прославлении. Поэтому следует избегать злоупотреблений Его именем: богохульства, которое само по себе – тяжкий грех, проклятия и нарушения обещаний, сделанных во имя Божие.


2142-2149
2160-2162
448. Почему запрещена ложная клятва?
 

Потому что в ней Бог, Который есть сама Истина, призывается в свидетели лжи.


2150-2151
2163-2164

«Не клянись ни Творцом, ни творением, иначе как по истине, ради необходимости и с почтением» (св. Игнатий Лойола).


 
449. Что такое клятвопреступление?
 

Клятвопреступление – это клятвенное обещание исполнить то, чего мы не намерены сделать или данное под клятвой обещание, которое мы намерены впоследствии нарушить. Это тяжкий грех против Бога, Который всегда верен Своим обещаниям.


2152-2155

Третья заповедь:
Помни, что ты должен освящать праздничные дни

 
450. Почему Бог «благословил день субботний и освятил его» (Исх 20,11)?
 

Потому что суббота напоминает об отдыхе Бога в седьмой день сотворения мира, об освобождении Израиля из египетского рабства и о Завете, который Бог заключил со своим народом.


2168-2172
2189
451. Как Иисус относится к субботе?
 

Иисус признает святость субботнего дня и Божественной властью дает истинное толкование его: «Не человек для субботы, а суббота для человека» (Мк 2,27).


2173
452. Почему воскресенье заменило у христиан субботу?
 

Потому что воскресенье – день Христова Воскресения. Будучи «первым днем недели» (Мк 16,2), оно напоминает о первом творении; как «восьмой день», следующий за субботой, оно означает новое творение, начатое Воскресением Христа. Поэтому для христиан оно стало первым из всех дней, первым из всех праздников: днем Господним, в который Он своей Пасхой исполняет духовную истину иудейской субботы и возвещает вечный покой человека в Боге.


2174-2176
2190-2191
453. Как освящается воскресенье?
 

Христиане освящают воскресенье и другие предписанные праздники, участвуя в Евхаристии Господа, а также воздерживаясь от трудов, которые препятствуют должному почитанию Бога, мешают радости, присущей дню Господню, и необходимому отдыху тела и духа. Допускается исполнение семейных обязанностей и служение, приносящее значимую общественную пользу, если только они не влекут за собой привычек, пагубных для освящения воскресенья, семейной жизни и здоровья.


2177-2185
2192-2193
454. Для чего необходимо закреплять признание воскресенья нерабочим днем в законодательстве?
 

Для того, чтобы все реально могли бы наслаждаться отдыхом и досугом, позволяющим позаботиться о религиозной, семейной, культурной и социальной жизни; могли бы располагать временем, подходящим для размышления, раздумий, тишины, чтения; могли бы посвятить себя добрым делам на благо, в первую очередь, больных и пожилых.


2186-2188
2194-2195

Глава вторая
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя»

 

Четвертая заповедь:
Почитай отца твоего и матерь твою

 
455. Что предписывает Четвертая заповедь?
 

Она предписывает почитать и уважать наших родителей и всех, кого Бог для нашего блага облек Своей властью.


2196-2200
2247-2248
456. Какова природа семьи в замысле Божием?
 

Мужчина и женщина, соединенные Браком, образуют вместе со своими детьми одну семью. Бог установил семью и наделил ее основной структурой. Брак и семья служат благу супругов, продолжению рода и воспитанию детей. Между членами одной семьи устанавливаются личные отношения и первичная ответственность. Во Христе семья становится домашней церковью, будучи общиной веры, надежды и любви.


2201-2205
2249
457. Какое место семья занимает в обществе?
 

Семья – первичная ячейка человеческого общества и пользуется всесторонним признанием общественной власти. Семейные принципы и ценности составляют фундамент социальной жизни. Жизнь в семье – введение в жизнь в обществе.


2207-2208
458. Каковы обязанности общества перед семьей?
 

Общество обязано поддерживать и укреплять институт брака и семью, уважая при этом принцип вспомогательности. Гражданские власти должны уважать, защищать настоящую природу брака и семьи, общественную нравственность, права родителей и благополучие домашнего очага и содействовать им.


2209-2213
2250
459. Каков долг детей перед родителями?
 

По отношению к своим родителям дети обязаны испытывать уважение (сыновнее почтение), признательность, быть покорными и послушными, способствуя тем самым, равно как добрыми отношениями между братьями и сестрами, возрастанию гармонии и святости всей семейной жизни. Когда родителей постигнет нужда, болезнь, одиночество и старость, взрослые дети обязаны оказывать им моральную и материальную поддержку.


2214-2220
2251
460. Каков долг родителей перед детьми?
 

Родители, будучи участниками Божественного родительства, первыми ответственны за воспитание детей и первыми возвещают им веру. Долг родителей – любить и уважать детей как личностей и чад Божиих, заботиться об удовлетворении их физических и духовных потребностей, выбирать для них подходящую школу и помогать им советом при выборе профессии и образа жизни. Особая миссия родителей – воспитать детей в христианской вере.


2221-2231
461. Как родители воспитывают детей в христианской вере?
 

Прежде всего – примером, молитвой, семейной катехизацией и участием в церковной жизни.


2252-2253
462. Являются ли семейные узы абсолютным благом?
 

При всей своей важности, семейные узы не абсолютны, потому что первое призвание христианина – следовать за Христом, возлюбив Его: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10,37). Родители должны принимать с радостью следование своих детей за Иисусом в любом статусе, даже в посвященной (монашеской) жизни или в священническом служении.


2232-2233
463. Как осуществляется власть в различных сферах гражданского общества?
 

Она всегда осуществляется как служение, в уважении к фундаментальным правам человека, к законам, к справедливой иерархии ценностей, к справедливому распределению благ и по принципу вспомогательности. Те, кому дана власть, должны, в первую очередь преследовать общественные, а не личные интересы, а их решения должны вдохновляться истиной о Боге, человеке и мире.


2234-2237
2254
464. Каковы обязанности граждан по отношению к гражданским властям?
 

Те, кто подчинен власти, должны рассматривать своих начальников как представителей Бога, оказывая им лояльное сотрудничество ради улучшения общественной и социальной жизни. Это предполагает любовь к родине и служение ей, право и обязанность избирать и быть избранным, уплату налогов, защиту мира и право на конструктивную критику.


2238-2241
2255
465. Когда гражданин не обязан повиноваться гражданским властям?
 

Гражданин по совести должен отказываться от повиновения, если предписания гражданских властей противоречат требованиям нравственного порядка: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян 5,29).


2242-2243
2256

Пятая заповедь:
Не убивай

 
466. Почему нужно уважать жизнь человека?
 

Потому что она священна. С самого начала она несет в себе творческое действие Бога и навсегда пребывает в особом отношении с Творцом, своей единственной целью. Никому не позволяется сознательно уничтожать невинного человека, поскольку это глубоко противоречит достоинству личности и святости Творца. «Не умерщвляй невинного и правого» (Исх 23,7).


2258-2262
2318-2320
467. Почему законная защита личности и общества не противоречит этому правилу?
 

Потому что законная защита представляет собой решение защищать и уважать собственное право и право других людей на жизнь, а не предпочтение убийства. Законная самозащита для того, кто несет ответственность за жизнь других, может быть даже серьезным долгом. Однако она не должна приводить к большему насилию, чем необходимо.


2263-2265
468. Зачем нужно наказание?
 

Цель наказания, налагаемого общественной властью, – исправить беспорядок, вызванный преступлением, защитить общественный порядок и безопасность людей, способствовать исправлению виновного.


2266
469. Какому наказанию можно подвергнуть человека?
 

Налагаемое наказание должно соответствовать тяжести вины. В наши дни вследствие тех возможностей, которыми государство, обезвреживая преступника, располагает для предотвращения преступления случаи, когда уничтожение преступника совершенно необходимо, «имеют место очень редко, если не вовсе отсутствуют» (Evangelium vitae). Если средства, не влекущие за собой смерти, достаточны, власть должна прибегать только к таким наказаниям, поскольку они в большей мере соответствуют конкретным условиям общего блага, более сообразны достоинству личности и не лишают окончательно виновного возможности исправиться.


2267
470. Что именно запрещает Пятая заповедь?
 

Пятая заповедь запрещает как прямое противоречие нравственному закону:

прямое и умышленное человекоубийство и пособничество этому;

сознательное прерывание беременности (аборт), равно как и соучастие в нем; аборт наказывается отлучением от Причастия, потому что с момента зачатия человека нужно уважать, а его целостность следует тщательно защищать;

сознательную эвтаназию, которая состоит в прерывании – действием или бездействием – жизни инвалида, больного или умирающего;

самоубийство и добровольное содействие ему, поскольку оно глубоко оскорбляет праведную любовь к Богу, к себе самому и к ближнему: что касается ответственности за этот поступок, то вина усугубляется, если человек лишает себя жизни с целью соблазна, либо уменьшается, если человек наложил на себя руки вследствие тяжелого психического расстройства, либо из-за невыносимого страха.


2268-2283
2321-2326
471. Какие медицинские процедуры допустимы, если смерть признана неотвратимой?
 

Прерывание лечения, положенного больному, незаконно. Однако законны: использование обезболивающих средств, если при этом не хотят смерти как средства, и отказ «от терапевтической настойчивости», т.е. от чрезмерного использования медицинских технологий при отсутствии разумной надежды на положительный результат.


2278-2279
472. Почему общество обязано защищать зародышей?
 

Неотъемлемое право каждого человека на жизнь с момента зачатия – составной элемент гражданского общества и его законодательства. Когда государство не посвящает свои силы служению правам всех граждан и особенно – слабейших из них, это ставит под угрозу сами основы правового государства.


2273-2274
473. Как избежать соблазна?
 

Соблазна, который заключается в том, чтобы подтолкнуть других к деланию зла, можно избежать при уважении к душе и телу личности. Тот, кто преднамеренно подталкивает других к тяжкому греху, совершает серьезное преступление.


2284-2287
474. В чем состоит наш долг по отношению к телу?
 

Мы должны разумно заботиться о физическом здоровье, как своем собственном, так и здоровье других, избегая при этом культа тела и всякого рода излишеств. Кроме того, следует избегать употребления наркотиков, которые наносят огромный вред здоровью и жизни человека, злоупотребления едой, алкоголем, табаком и медикаментами.


2288-2291
475. Когда нравственно оправданы проводимые на людях или группах людей опыты – научные, медицинские и психологические?
 

Они морально оправданы, если служат всецелому благу личности и общества, не угрожая чрезмерно жизни, физической и психической целостности субъекта, заблаговременно проинформированного и знающего о возможных последствиях.


2292-2295
476. Допустимы мы ли пересадка и донорство органов живого либо усопшего человека?
 

Пересадка органов морально приемлема при согласии донора и при отсутствии чрезмерной опасности для его жизни. Для благородного дела дарования своих органов после смерти необходимо окончательно подтвердить факт кончины донора.


2296
477. Какие поступки противоречат уважению к телесной целостности человеческой личности?
 

Похищение и взятие человека в заложники, терроризм, пытки, насилие, сознательная стерилизация. Ампутация и нанесение личности увечья нравственно допустимы исключительно по терапевтическим соображениям.


2294-2298
478. Как следует ухаживать за умирающими?
 

У умирающих людей есть право достойно провести последние минуты жизни на земле и в этом им должны помогать молитвы и таинства, готовящие к встрече с Живым Богом.


2299
479. Как следует обращаться с телами усопших?
 

С телами усопших следует обращаться почтительно и с любовью. Кремация дозволена в том случае, если не ставит под сомнение веру в воскресение тела.


2300-2301
480. Что требует Господь от каждого человека в вопросе сохранения мира?
 

Господь, возвещая «блаженны миротворцы» (Мф 5,9), просит мира в сердцах и обличает безнравственность гнева, который есть желание мести за причиненное зло, и ненависти, которая заставляет человека желать зла ближнему. Человек, испытывающий подобные чувства, осознанно желая причинить кому-либо серьезный вред, совершает тяжкий грех против любви.


2302-2303
481. Что такое мир на земле?
 

Мир на земле, необходимая предпосылка для уважения и развития человеческой жизни, – не только отсутствие войны, либо равновесие сил враждующих сторон, но «спокойствие порядка» (св. Августин), «плод правосудия» (Ис 32,17) и действие любви. Мир на земле – образ и плод мира Христова.


2304-2305
482. Какие требования предъявляет к нам необходимость сохранить мир на земле?
 

Она требует справедливого распределения и сохранения личного достояния, свободного общения между людьми, уважения к достоинству личности и народов, настойчивого воплощения в жизнь справедливости и братства.


2304
2307-2308
483. Когда применение вооруженных сил нравственно оправдано?
 

Применение вооруженных сил нравственно оправдано если одновременно существует уверенность в том, что ущерб окажется длительным и тяжелым; если любые другие способы умиротворения неэффективны; если налицо серьезные возможности успеха; если применение оружия, учитывая мощность современных средств поражения, не приведет к большему злу.


2307-2310
484. Кто обязан в случае военной угрозы тщательно взвесить все условия?
 

Такая оценка надлежит благоразумному суждению государственных властей, которые также имеют право потребовать от граждан исполнить обязанности защищать отечество; при этом следует уважать личное право человека по убеждению отказываться от вооруженной борьбы, чтобы послужить человеческому сообществу иным образом.


2309
485. Чего требует от нас нравственный закон в случае войны?
 

Нравственный закон остается действительным даже в случае войны. Он требует гуманного обращения с гражданским населением, ранеными солдатами, военнопленными. Действия, сознательно противоречащие человеческим правам и приказ выполнять такие действия являются преступлениями, которые нельзя оправдать слепым повиновением. Массовые убийства, равно как уничтожение целого народа или этнического меньшинства следует осуждать как тяжелейший грех: существует нравственный долг оказывать сопротивление тому, кто отдает такие приказы.


2312-2314
2328
486. Что нужно делать, чтобы избежать войны?
 

Нужно в пределах разумных возможностей делать все, чтобы любым способом избежать войны, учитывая зло и несправедливость, которые она несет с собой. Особенно следует избегать гонки вооружений и торговли оружием, не регламентируемых должным образом законными властями; избегать неравенства, в первую очередь, экономического и социального, а также этнической и религиозной дискриминации, зависти, подозрительности, гордыни и мстительности. Все, что делается для преодоления этих и другие беззаконий, способствует укреплению мира и помогает избежать войны.


2315-2317
2327-2330

Шестая заповедь:
Не прелюбодействуй

 
487. Какие обязанности имеет человеческая личность по отношению к собственной сексуальной идентичности?
 

Бог сотворил человека как мужчину и женщину с равными личностными достоинствами, и вписал в них призвание к любви и общению. Каждый обязан принять свою сексуальную идентичность, признав ее значение для целостности личности, равно как ее особенность и взаимодополняемость.


2331-2336
2392-2393
488. Что такое целомудрие?
 

Целомудрие – позитивная целостность сексуальности в личности. Сексуальность становится по-настоящему человеческой, когда правильно включена в межличностные отношения. Целомудрие – нравственная добродетель, дар Божий, благодать, плод Святого Духа.


2337-2338
489. Чего требует добродетель целомудрия?
 

Она требует приобрести самообладание как выражение человеческой свободы, цель которого – самоотдача. Для этого необходимо всеобъемлющее (разностороннее) и постоянное воспитание, проходящее различные этапы постепенного роста.


2339-2341
490. Что помогает жить в целомудрии?
 

В нашем распоряжении много средств: благодать Божия, помощь таинств, молитва, самосознание, практика аскезы, приспособленная к различным ситуациям, воплощение в жизнь нравственных добродетелей, особенно добродетели воздержанности, которая направлена на то, чтобы подчинить страсти разуму.


2340-2347
491. В каком смысле все верующие призваны жить в целомудрии?
 

Все, подражая Христу, Образцу целомудрия, призваны вести целомудренную жизнь соответственно своему жизненному состоянию: одни – живя в посвященной девственности и безбрачии, образцовых путях наиболее легкой отдачи Богу всего сердца безраздельно; другие, если состоят в браке, придерживаясь супружеского целомудрия; не состоящие в браке – живя в целомудренном воздержании.


2348-2350
2394
492. Каковы главные грехи против целомудрия?
 

Грехи, глубоко противоречащие целомудрию, каждый в соответствии с природой своего объекта, таковы: супружеская измена, мастурбация, блуд, порнография, проституция, изнасилование, гомосексуальные действия. Эти грехи – суть выражения порока вожделения (похоти). Вовлечение несовершеннолетних в подобные действия является к тому же серьезнейшим покушением на их физическую и нравственную целостность.


2351-2359
2396
493. Почему шестая заповедь, провозглашая лишь «не прелюбодействуй», запрещает все грехи против целомудрия?
 

Хотя в библейском тексте Декалога мы читаем только «не прелюбодействуй» (Исх 10,14), Предание Церкви следует совокупности нравственного учения Ветхого и Нового Заветов и считает, что шестая заповедь объемлет все грехи против целомудрия.


2336
494. Какова обязанность гражданских властей по отношению к целомудрию?
 

Поскольку гражданские власти обязаны содействовать уважению достоинства личности, то они должны всячески способствовать созиданию условий, благоприятных для целомудрия, в том числе, запрещая соответствующими законами распространение некоторых из вышеназванных серьезных оскорблений целомудрия, чтобы защитить в первую очередь малолетних и самых слабых.


2354
495. Каковы блага супружеской любви, которой подчинена сексуальность?
 

Блага супружеской любви, которая для крещеных освящена таинством Брака, таковы: союз, верность, нерасторжимость, открытость к продолжению рода.


2360-2361
2397-2398
496. Каково значение супружеского акта?
 

Супружеский акт имеет двоякое значение: объединяющее (взаимное дарование супругов друг другу) и воспроизводящее (открытость к передаче жизни). Никто не должен разрушать угодную Богу неразрывную связь между двумя значениями супружеского акта, исключая одно или другое.


2362-2367
497. Когда регулирование рождаемости нравственно оправдано?
 

Регулирование рождаемости, представляющей один из аспектов ответственного отцовства и материнства, объективно соответствует нравственности, если осуществляется супругами без внешних препятствий не из-за эгоизма, а по серьезным причинам и с помощью методов, соответствующих объективным критериям нравственности, т.е. с помощью периодического воздержания и использования периодов, когда зачатие невозможно.


2368-2369
2399
498. Каковы нравственно неприемлемые средства регулирования рождаемости?
 

По сути своей безнравственно всякое действие которое в предвидении супружеского акта или во время него, или во время развития его естественных последствий преследуют цель помешать зачатию или служит для этого средством (например, сознательная стерилизация и контрацепция).


2370-2372
499. Почему искусственное осеменение и оплодотворение нравственно неприемлемы?
 

Они нравственно неприемлемы потому что отделяют зачатие от акта, которым супруги взаимно отдают себя друг другу, устанавливая тем самым превосходство технологий над происхождением и предназначением человека. Кроме того, гетерологичное осеменение и оплодотворение при использовании технологий, вовлекающих в супружескую пару постороннего человека, нарушают право ребенка родиться от известных ему отца и матери, связанных между собой узами брака и обладающих исключительным правом стать родителями только друг через друга.


2373-2377
500. Как следует относиться к ребенку?
 

Ребенок – это дар Божий, самый великий дар Брака. Нет права иметь детей («ребенок как должное, любой ценой»), наоборот, у ребенка есть право быть плодом супружеского акта своих родителей и право на уважение к собственной личности с момента своего зачатия.


2378
501. Что делать бездетным супругам?
 

Если супруги, исчерпав все законные медицинские средства, так и не получили дар ребенка, они могут проявить свое великодушие взяв под опеку или усыновив брошенных детей, либо помогая ближнему. Тем самым они проявят драгоценное духовное плодородие.


2379
502. Что оскорбляет достоинство брака?
 

Супружеская неверность, развод, полигамия, инцест (кровосмешение), свободный союз (сожительство, конкубинат), половой акт до или вне брака.


2380-2391
2400

Седьмая заповедь:
Не кради

 
503. Что провозглашает Седьмая заповедь?
 

Она провозглашает всеобщее предназначение и распределение благ, а также частную собственность на блага, уважение к людям, их благам и целостности творения. Церковь основывает на этой заповеди свое социальное учение, предполагающее правильное поведение в экономической деятельности, в социальной и политической жизни; право человека на труд и его обязанность трудиться; справедливость и солидарность между народами, любовь к бедным.


2401-2402
504. На каких условиях существует право на частную собственность?
 

Право на частную собственность существует, чтобы ее приобретали или получали справедливым путем, а также чтобы первостепенными оставались универсальное предназначение благ для удовлетворения основных потребностей всех людей.


2403
505. Каково предназначение частной собственности?
 

Предназначение частной собственности – обеспечить свободу и достоинство каждой личности, помогая удовлетворить основные потребности как тех, кто ею распоряжается, так и тех, кто живет в нужде.


2404-2406
506. Что предписывает Седьмая заповедь?
 

Седьмая заповедь предписывает уважать блага других людей через добродетели справедливости и милосердия, воздержанности и солидарности. В особенности она требует соблюдать данные обещания и заключенные договоренности (контракты); компенсировать совершенную несправедливость и возвращать украденное; уважать целостность творения через благоразумное и умеренное использование минеральных, растительных и животных ресурсов мира и особое внимание к видам, находящимся под угрозой исчезновения.


2407
2450-2451
507. Как человек должен вести себя с животными?
 

Человек должен обращаться с животными, творениями Бога, доброжелательно, избегая как чрезмерной любви к ним, так и неконтролируемого использования их; прежде всего это касается научных опытов, выходящих за разумные пределы и подвергающих животных ненужным страданиям.


2416-2418
2457
508. Что запрещает Седьмая заповедь?
 

Седьмая заповедь запрещает, в первую очередь кражу, т.е. присвоение собственности другого против разумной воли хозяина. Кражей является также: невыплата справедливого вознаграждения; спекуляция; завышение цены на товары с целью извлечь выгоду в ущерб другим; подделка чеков и счетов. Кроме того, она запрещает мошенничество в налоговой сфере и торговле, сознательное нанесение ущерба частной и общественной собственности, а также запрещает ростовщичество, коррупцию, использование общественной собственности в личных целях, некачественное выполнение работы, растрату.


2408-2413
2453-2455
509. Каково содержание социального учения Церкви?
 

Социальное учение Церкви, будучи органичным развитием Евангельской истины о достоинстве человеческой личности и ее социальном измерении, заключает в себе принципы мышления, формирует критерии суждения, предлагает правила и направления действия.


2419-2423
510. Когда Церковь вмешивается в социальную сферу?
 

Церковь вмешивается, вынося моральное суждение в экономической и социальной сфере, в тех случаях, когда этого требуют фундаментальные права личности, общее благо и спасение души.


2420
2458
511. Как должна осуществляться социальная и экономическая жизнь?
 

Она должна осуществляться согласно присущим ей методам, в рамках морального порядка, служить человеку во всей его целостности и всему человеческому сообществу, уважать социальную справедливость. Ее творцом, центром и целью должен быть человек.


2459
512. Что противостоит социальному учению Церкви?
 

Социальному учению Церкви противостоят экономические и социальные системы, попирающие фундаментальные права личности или делающие из выгоды свое исключительное правило и свою высшую цель. Поэтому Церковь отвергает идеологии, ассоциирующиеся в новое время с «коммунизмом» или атеистической и тоталитарной формами «социализма». Однако она также отвергает в практике «капитализма» индивидуализм и абсолютный примат законов рынка над трудом человека.


2424-2425
513. Каково значение труда для человека?
 

Труд – обязанность и право человека; благодаря ему человек сотрудничает с Богом-Творцом. Трудясь добросовестно и со знанием дела, человек воплощает способности, вписанные в его природу, восхваляет дары Творца и полученные таланты, обеспечивает необходимым себя самого и своих близких, служит человеческому сообществу. Кроме того, по благодати Божией труд может быть средством освящения и сотрудничества со Христом ради спасения других людей.


2426-2428
2460-2461
514. На какого рода трудовую деятельность имеет право каждый человек?
 

Доступ к надежной и честной работе должен быть открыт всем, без несправедливой дискриминации, при уважении к свободной экономической инициативе и к справедливому вознаграждению.


2429
2433-2434
515. Какова ответственность государства в сфере труда?
 

Государство должно обеспечивать безопасность, гарантии индивидуальной свободы и собственности, а помимо этого – денежную стабильность и существование действенных общественных служб; следить за соблюдением прав человека в экономическом секторе и направлять их. В соответствии с ситуацией общество должно помогать гражданам в трудоустройстве.


2431
516. Каковы обязанности руководителей предприятий?
 

Руководители предприятий несут экономическую и экологическую ответственность за свою деятельность. Они должны принимать во внимание благо людей, а не только увеличение прибыли, хотя она и необходима для обеспечения инвестиций, будущего предприятий, рабочих мест, здорового развития экономической жизни.


2432
517. Каковы обязанности работников?
 

Они должны трудиться старательно, компетентно и с самоотдачей, стараясь разрешать возможные противоречия с помощью диалога. Забастовка, не связанная с актами насилия, нравственно оправдана, когда представляется необходимым средством для достижения соответствующего положительного результата с учетом общего блага.


2435
518. Как осуществляется справедливость и солидарность между народами?
 

Все народы и институты на международном уровне должны действовать в справедливости и при взаимной поддержке, чтобы уничтожить или хотя бы облегчить бедность, уменьшить неравное распределение ресурсов и экономических средств, экономическую и социальную несправедливость, накопление долга бедными странами, ослабить эксплуатацию человека, извращенные механизмы, мешающие развитию слаборазвитых стран.


2437-2441
519. Каким образом христиане участвуют в политической и социальной жизни?
 

Верные миряне прямо вмешиваются в политическую и социальную жизнь, наполняя земные реалии христианским духом и сотрудничая со всеми как свидетели Евангелия, миротворцы и защитники справедливости.


2442
520. Чем вдохновляется любовь к бедным?
 

Любовь к бедным вдохновляется Евангелием Заповедей Блаженства и примером Иисуса, Его постоянным вниманием к бедным. Иисус сказал: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали это Мне» (Мф 25,40). Любовь к бедным воплощается в борьбе с материальной бедностью, равно как в борьбе с многочисленными формами культурной, нравственной и религиозной нищеты. Дела милосердия, духовного и телесного, и многочисленные благотворительные учреждения, возникавшие с течением времени, – это конкретное свидетельство предпочтительной любви к бедным, присущей ученикам Иисуса.


2443-2449
2462-2463

Восьмая заповедь:
Не произноси ложного свидетельства

 
521. В чем состоит долг человека перед истиной?
 

Любой человек призван быть искренним и правдивым в поступках и словах. Каждый обязан искать правду и стремиться к ней, подчиняя всю свою жизнь требованиям истины. В Иисусе Христе Божественная истина открылась во всей полноте: Он есть Истина. Следовать за Иисусом – значит жить в Духе истины, избегать двуличия, притворства и лицемерия.


2464-2470
2504
522. Как христианин свидетельствует об истине?
 

Христианин должен свидетельствовать о Евангельской истине во всех областях своей общественной и частной жизни, и даже, если нужно, пожертвовать для этого своей жизнью. Мученичество – высшее свидетельство об истине веры.


2471-2474
2505-2506
523. Что запрещает Восьмая заповедь?
 

Восьмая заповедь запрещает:

лжесвидетельство, клятвопреступление, ложь, серьезность которой измеряется природой искажаемой истины, обстоятельствами, намерением лжеца и ущербом, наносимым жертвам;

необоснованное суждение, злословие, клевету, которые наносят ущерб репутации или разрушают добрую честь, на которую любая личность имеет право;

лесть, угодничество или подобострастие, особенно – способствующие тяжким грехам или извлечению незаконных преимуществ.

Вина против истины требует возмещения, если причинен вред другим людям.


2475-2487
2507-2509
524. Чего требует Восьмая заповедь?
 

Восьмая заповедь требует уважения к истине, сообразованного с требованиями милосердия: в коммуникации и информации, которые должны взвешивать личное и общее благо, уважать частную жизнь, избегать скандала; в сохранении профессиональной тайны, которую нужно всегда хранить, кроме исключительных случаев, угрожающих пагубными последствиями. Также требуется уважение к конфиденциальным признаниям, сделанным по секрету.


2488-2492
2510-2511
525. Как следует пользоваться средствами социальной коммуникации?
 

Передаваемая информация должна служить общему благу и всегда быть по своей сути правдивой, и – при соблюдении требований справедливости и милосердия – полной. Кроме того, она должна быть честной и пристойной, тщательно следовать нравственным законам, уважать законные права и достоинство личности.


2493-2499
2512
526. Какая связь существует между истиной, красотой и священным искусством?
 

Истина прекрасна сама по себе. В ней заключено сияние духовной красоты. Однако, помимо словесного, существуют многочисленные выражения истины в произведениях искусства. Они – плод Богом данного таланта и усилий самого человека. Священное искусство, чтобы быть истинным и прекрасным, должно отражать и прославлять тайну Бога, явленную во Христе, и вести к поклонению и любви Бога Творца и Спасителя, высшей Красоте истины и Любви.


2500-2503
2513

Девятая заповедь:
Не желай жены ближнего

 
527. Чего требует Девятая заповедь?
 

Девятая заповедь требует побеждать плотское вожделение в мыслях и желаниях. Борьба против похоти ведется с помощью очищения сердца и практики добродетели воздержания.


2514-2516
2528-2530
528. Что запрещает Девятая заповедь?
 

Девятая заповедь запрещает лелеять мысли и желания, связанные с действиями, запрещенными шестой заповедью.


2517-2519
2531-2532
529. Как стяжать чистоту сердца?
 

По благодати Божией и борясь против беспорядочных вожделений, крещеный обретает чистоту сердца через добродетель и дар целомудрия, чистоту намерений, бесхитростность взгляда, внешнего и внутреннего, владение чувствами и воображением, молитву.


2520
530. Чего еще требует чистота?
 

Чистота требует стыдливости, которая, охраняя внутренний мир человека, выражает деликатность целомудрия, руководит взглядами и жестами, соответствующими достоинству людей и их общения. Она освобождает от проникающего повсюду эротизма и не дает увлекаться всем, что способствует нездоровому любопытству. Чистота требует также очищения социального климата при помощи борьбы с нравственным попустительством, основанным на ошибочной концепции человеческой свободы.


2521-2527
2533

Десятая заповедь:
Не желай чужого добра

 
531. Чего требует и что запрещает Десятая заповедь?
 

Эта заповедь, дополняющая предыдущую, касается намерений сердца: требует уважать чужую собственность и запрещает алчность, безудержное корыстолюбие по отношению к благам других людей и зависть, которая есть огорчение, испытываемой при виде чужих благ, и безудержное желание присвоить их себе.


2534-2540
2551-2554
532. Чего требует Иисус, веля нам быть нищими духом?
 

Иисус повелевает Своим ученикам предпочитать Его всему и всем. Отрешение от богатств, согласно духу евангельской бедности, и упование на Божественное провидение, которое освобождает нас от тревоги о завтрашнем дне, подготавливают к блаженству «нищих духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5,3).


2544-2547
2556
533. Чего больше всего желает человек?
 

Самое большое желание человека – узреть Бога. Всем своим существом он вопиет: «Я хочу узреть Бога!» Человек достигает своего истинного и полного счастья в видении и блаженстве Того, Кто сотворил его из любви и влечет к Себе Своей безграничной любовью.


2548-2550
2557

«Тот, кто видит Бога, получил во владение все блага, которые можно себе представить» (св. Григорий Нисский).

 



Пятидесятница. Коптская икона.

Пятидесятница. Коптская икона



Икона напоминает нам о библейском повествовании о Пятидесятнице:

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2,1-4).

На иконе от голубя, символа Святого Духа, исходит поток света, озаряющий Марию и апостолов. Это – свет, просвещающий разум апостолов, сообщающий им дары ведения, мудрости и разумения Божественных реалий, а также – дары благочестия, крепости, совета и страха Божия.

На их головах покоятся языки огня, указывающие на полноту Божественной любви, побуждающей их возвещать Евангелие всем народам. Полнота благодати делает так, что апостолов понимают все люди, ведь язык милосердия универсален и доступен для всех.

Смешению языков различных народов Пятидесятница противопоставляет противоядие единства.

В центре иконы доминирует Мария, Матерь Церкви, Царица Апостолов и совершенная Молитвенница (Оранта). Именно в любви Святого Духа верные могут возносить к Богу сыновнюю молитву, как говорит апостол:

«А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”» (Гал 4,6).




НАЗАД     К ОГЛАВЛЕНИЮ     ВПЕРЕД