Молиться можно в любое время, однако Церковь, для того чтобы питать постоянную молитву верных Христовых, предлагает им определенную периодичность: молитва утром и вечером, перед едой и после нее; Литургия Часов; воскресная Евхаристия; Святой Розарий; праздники литургического года.
На иконе представлены некоторые из главных праздников литургического года, знаменующие молитву Церкви. Главенствует над всем представленная в центре Пасхальная тайна: воскресение Иисуса и Его вознесение на Небо. Именно из этого торжества, вершины литургической молитвы, черпают смысл и спасительную действенность все остальные праздники – праздники Иисуса и Марии.
534. Что такое молитва? | |
Молитва – это вознесение души к Богу или прошение у Него благ, соответствующих Его воле. Молитва всегда дар Бога, идущего навстречу человеку. Христианская молитва – это личная и живая связь детей Божиих с беспредельно благим Отцом, с Его Сыном Иисусом Христом и со Святым Духом, Который обитает в наших сердцах.
|
2558-2565 2590 |
Глава первая Откровение молитвы | |
535. Почему все призваны молиться? | |
Потому что именно Бог в сотворении мира вызывает все сущее из небытия, и даже после грехопадения человек остается способным признавать Своего Творца, попрежнему желая Того, Кто призвал его к бытию. Все религии и, особым образом, вся история спасения, свидетельствуют о том, что человек жаждет Бога, однако именно Бог неустанно привлекает каждого человека к таинственной встрече с Ним в молитве.
|
2566-2567 |
Откровение молитвы в Ветхом Завете | |
536. Почему Авраам стал для нас образцом молитвы? | |
Авраам – образец молитвы потому, что ходит в присутствии Бога, слушает Его и повинуется Ему. Молитва Авраама – это борьба веры, ведь он продолжает верить в верность Бога даже в минуты испытаний. Кроме того, приняв в своем шатре посетившего Его Господа, Который доверил Ему Свой замысел, Авраам с отважным доверием дерзает ходатайствовать за грешников.
|
2570-2573 2592 |
537. Как молился Моисей? | |
Молитва Моисея – типичная созерцательная молитва: Бог, из Неопалимой купины призывающий Моисея, часто и подолгу беседует с ним «лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх 33,11). В этой близости с Богом Моисей черпает силу, чтобы настойчиво ходатайствовать о народе; тем самым его молитва прообразует заступничество единственного Посредника – Иисуса Христа.
|
2574-2577 2593 |
538. Как Храм и царь в Ветхом Завете связаны с молитвой? | |
Под сенью обители Бога – Ковчега Завета и, впоследствии, Храма – развивается молитва Народа Божия под водительством его пастырей. Среди них Давид – царь «по сердцу Бога», пастырь, молящийся о своем народе. Его молитва – образец молитвы для народа, поскольку она – не что иное, как приобщение к Божественному обещанию и исполненное любви упование на Того, Кто Един есть Царь и Господь.
|
2578-2580 2594 |
539. Какова роль молитвы в миссии пророков? | |
Пророки черпают из молитвы свет и силу, чтобы призывать народ уверовать и обратиться сердцем. Они вступают в неразрывный союз с Богом и ходатайствуют за братьев, которым возвещают все увиденное и услышанное от Господа. Илия – отец пророков, т.е. ищущих Лица Божиего. На горе Кармил он добивается возвращения народа к вере благодаря вмешательству Бога, Которого он молил: «Услышь меня, Господи, услышь меня» (3 Цар 18,37).
|
2581-2584 2595 |
540. Какова роль Псалмов в молитве? | |
Псалмы – вершина ветхозаветной молитвы: Слово Божие становится молитвой человека. Эта молитва, индивидуальная и общинная, вдохновлена Святым Духом и воспевает чудеса Божии, явленные в творении и истории спасения. Христос молился Псалмами и окончательно исполнил их. Поэтому они остаются существенной и неизменной составляющей молитвы Церкви и во всякую эпоху подходят людям любого положения.
|
2579 2585-2589 2596-2597 |
Окончательное откровение и исполнение молитвы во Христе | |
541. У Кого Иисус учился молитве? | |
Иисус Своим человеческим сердцем учился молитве у Своей Матери и у иудейской традиции. Но Его молитва проистекает и из более сокровенного источника, ибо Он – Сын Божий, Который в Своей святой человеческой природе обращает к Отцу совершенную сыновнюю молитву.
|
2599 2620 |
542. Как молился Иисус? | |
Евангелия нередко показывают Иисуса молящимся. Мы видим, что даже ночью Он удаляется для молитвы в уединении; Он молится перед решающими моментами Своего служения и миссии апостолов. Собственно, вся Его жизнь есть молитва, потому что Он пребывает в постоянном общении любви с Отцом.
|
2600-2604 2620 |
543. Как молился Иисус во время Своих Страстей? | |
Молитва Иисуса во время борения в Гефсиманском саду и последние слова на Кресте открывают глубину Его сыновней молитвы: Иисус исполняет замысел любви Отца и берет на Себя все скорби человечества, все вопрошания и просьбы истории спасения. Он представляет их Отцу, Который принимает их и внимает им, воскрешая, сверх всякой надежды, Иисуса из мертвых.
|
2605-2606 2620 |
544. Как Иисус учит нас молитве? | |
Иисус учит нас молиться не только словами молитвы Отче наш, но и на примере собственной молитвы. Таким образом, помимо содержания, Он показывает нам необходимые для истинной молитвы расположения духа: чистоту сердца, которое ищет Царства и прощает врагов; дерзновенное сыновнее упование, превосходящее все то, что мы чувствуем или понимаем; бодрствование, хранящее ученика от искушения.
|
2608-2614 2621 |
545. Почему наша молитва действенна? | |
Наша молитва действенна, потому что соединяется в вере с молитвой Иисуса. В Нем христианская молитва становится любовным общением с Отцом. Поэтому мы можем представлять Богу наши просьбы, и Он внемлет им: «Просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин 16,24).
|
2615-2616 |
546. Как молилась Дева Мария? | |
Молитве Марии присущи вера и бескорыстное приношение всего Ее существа Богу. Матерь Иисуса – это Новая Ева, «Матерь живых»: Она молится Иисусу, Своему Сыну, о нуждах человека.
|
2617,2618 2622,2674 |
547. Представлена ли молитва Девы Марии в Евангелии? | |
Помимо повествования о заступничестве Марии в Кане Галилейской, Евангелие передает нам Magnificat (Лк 1,46-55), Песнь Богородицы и Церкви, радостное благодарение, возносящееся из сердца «нищих», чья надежда осуществилась исполнением Божественных обетований.
|
2619 |
Молитва во времена Церкви | |
548. Как молилась первая христианская община в Иерусалиме? | |
В начале Книги Деяний святых апостолов сказано, что в первой иерусалимской общине, наставленной Святым Духом к молитвенной жизни, верующие «пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян 2,42).
|
2623-2624 |
549. Как Святой Дух направляет молитву Церкви? | |
Святой Дух, внутренний Наставник христианской молитвы, назидает Церковь в молитвенной жизни и дает ей все глубже проникать в созерцание тайны Христа и теснее с ней соединяться. Формы молитвы, представленные в апостольских и канонических Писаниях, остаются нормативными для христианской молитвы.
|
2623,2625 |
550. Каковы основные формы христианской молитвы? | |
Благословение, поклонение, просительная и ходатайственная молитва, благодарение и хвала. Евхаристия содержит и выражает все формы молитвы.
|
2643-2644 |
551. Что такое благословение? | |
Благословение – это ответ человека на дары Божии: мы благословляем Всемогущего, Того, Кто первым благословляет нас и преисполняет Своими дарами.
|
2626-2627 2645 |
552. Как можно определить поклонение? | |
Поклонение – это преклонение и простирание ниц человека, признающего себя творением пред лицом Трисвятого Творца.
|
2628 |
553. Какие существуют формы просительной молитвы? | |
Это может быть просьба о прощении или смиренное и исполненное упования прошение о наших нуждах, духовных и материальных. Однако прежде всего следует желать наступления Царства.
|
2629-2633 2646 |
554. В чем состоит ходатайственная молитва? | |
Ходатайственная молитва состоит в испрашивании блага для других. Она уподобляет нас молитве Спасителя и соединяет с молитвой Иисуса, Который ходатайствует пред Отцом о всех людях, особенно – грешниках. Ходатайственная молитва должна простираться даже на врагов.
|
2634-2636 2647 |
555. Когда Богу воздается благодарение? | |
Церковь неустанно воздает благодарение Богу, в первую очередь, совершая Евхаристию, в которой Христос дает ей приобщиться к Своей благодарности Отцу. Для христианина всякое событие становится причиной благодарения.
|
2637-2638 2648 |
556. Что такое хвалебная молитва? | |
Хвала – это форма молитвы, наиболее непосредственно признающая, что Бог есть Бог. Хвала абсолютно бескорыстна: она воспевает Бога ради Него Самого и славит Его за то, что Он Есть.
|
2639-2643 2649 |
Глава вторая Tрадиция молитвы | |
557. Каково значение Предания по отношению к молитве? | |
Именно через живое Предание Церкви Святой Дух учит детей Божиих молитве. Действительно, молитва не сводится к спонтанному всплеску, вызванному внутренним импульсом, но требует созерцания, изучения и понимания духовной реальности, постигаемой на опыте.
|
2650-2651 |
У источников молитвы | |
558. Каковы источники христианской молитвы? | |
Слово Божие, дающее нам «превосходное познание» Христа (ср. Флп 3,8); Литургия Церкви, возвещающая и вводящая в настоящее время и сообщающая тайну Спасителя; богословские добродетели; повседневные ситуации, поскольку в них мы можем встретить Бога.
|
2652-2662 |
«Я люблю Тебя, Боже, и единственная милость, о которой я прошу Тебя, это любить Тебя вечно. Мой Боже, если язык мой не всегда может сказать, что я люблю Тебя, хочу, чтобы сердце мое повторяло Тебе об этом с каждым моим дыханием» (св. Иоанн Мария Вианней).
|
|
Путь молитвы | |
559. Существуют ли в Церкви различные пути молитвы? | |
В Церкви существуют различные пути молитвы, в соответствии с различным историческим, социальным и культурным контекстом. Во власти Учительства Церкви распознавать их верность Преданию апостольской веры, а пастырям и катехизаторам надлежит разъяснять их смысл, который всегда подчинен Иисусу Христу.
|
2663 |
560. Каков путь нашей молитвы? | |
Путь нашей молитвы – Христос, потому что Он обращен к Богу, нашему Отцу, но приводит к Нему только если мы, пусть и скрытно, молимся во имя Иисуса. Итак, Его человеческое естество, – единственный путь, через который Святой Дух учит нас молиться Отцу. Поэтому литургические молитвы завершаются формулой: «Через Христа, Господа нашего».
|
2664 2680-2681 |
561. Какова в молитве роль Святого Духа? | |
Поскольку Святой Дух – внутренний Наставник христианской молитвы, а «мы не знаем, о чем молиться, как должно» (Рим 8,26), Церковь учит нас призывать Его и молить Его в любой ситуации: «Приди, Дух Святой!».
|
2670-2672 2680-2681 |
562. Каким образом христианская молитва вводит в общение с Девой Марией? | |
В силу исключительного содействия Девы Марии деянию Святого Духа, Церковь любит молиться Марии и молиться в общении с Марией, Совершенной Молитвенницей (Орантой), чтобы вместе с Ней величать и призывать Господа. Действительно, Мария – «Указующая путь» (Одигитрия) Своего Сына, Единственного Посредника.
|
2673-2679 2682 |
563. Как Церковь молится Деве Марии? | |
В первую очередь, молитвой Ave Maria (Радуйся, Мария), в которой Церковь испрашивает у Пресвятой Девы заступничества. Другие богородичные молитвы: Розарий, Акафист, Параклис, гимны и песнопения различных христианских традиций.
|
2676-2678 2682 |
Путеводители в молитве | |
564. В каком смысле святые помогают нам в молитве? | |
Святые – образцовые молитвенники и мы молим их ходатайствовать пред Пресвятой Троицей о нас и обо всем мире. Их заступничество – это их высочайшее служение замыслу Божию. На протяжении истории Церкви в общении святых сложились различные формы духовности, учащие жить молитвой и практиковать ее.
|
2683-2684 2692-2693 |
565. Кто может научить молитве? | |
Христианская семья – первый очаг обучения молитве. Особо рекомендована ежедневная молитва в семейном кругу, поскольку это – первое свидетельство молитвенной жизни Церкви. Катехизация, молитвенные группы, «духовное руководство» учат и помогают молитве.
|
2685-2690 2694-2695 |
566. Каковы места, благоприятные для молитвы? | |
Молиться можно повсюду, однако выбор подобающего места небезразличен для молитвы. Храм – особо благоприятное место для литургической молитвы и поклонения Евхаристии. Способствуют молитве и другие места, например, «молитвенный уголок» в доме, монастыри, санктуарии.
|
2691 2696 |
Глава третья Молитвенная жизнь | |
567. Какие моменты наиболее рекомендованы для молитвы? | |
Молиться можно в любое время, однако Церковь, для того чтобы питать постоянную молитву верных Христовых, предлагает им определенную периодичность: молитва утром и вечером, перед едой и после нее; Литургия Часов; воскресная Евхаристия; Святой Розарий; праздники литургического года.
|
2697-2698 2720 |
«Надо вспоминать Бога чаще, чем дышишь» (св. Григорий Назианзин).
|
|
568. В чем выражается молитвенная жизнь? | |
Христианская традиция сохранила три образа молитвенной жизни: устная молитва, умная молитва (медитация) и созерцание. Их общая черта – сосредоточенность сердца.
|
2697-2699 |
Формы выражения молитвы | |
569. Как творить устную молитву? | |
Устная молитва соединяет тело с внутренней молитвой сердца. Даже самая сокровенная молитва не может обойтись без устной молитвы. В любом случае, она должна всегда проистекать из личной веры. В молитве Отче наш Иисус дал нам совершенный пример устной молитвы.
|
2700-2704 2722 |
570. Что такое медитация? | |
Медитация – это молитвенное размышление, основанное, в первую очередь, на данном в Библии Слове Божием. Она побуждает к работе мысль, воображение, эмоции и желание углубления веры, обращения сердца и укрепления решимости следовать за Христом. Это – первый шаг к союзу любви с Господом.
|
2705-2708 2723 |
571. Что такое созерцательная молитва? | |
Созерцательная молитва – простой взгляд, обращенный к Богу в молчании и в любви. Это дар Божий, моление чистой веры, которой молящийся взыскует Христа, вверяет себя любящей воле Отца и под действием Святого Духа сосредотачивается всем своим существом. Св. Тереза Авильская называет созерцательную молитву близким дружеским общением, «когда часто беседуешь один на один с Богом, о Котором знаешь, что Он тебя любит».
|
2709-2719 2724 2739-2741 |
Молитва как борьба | |
572. Почему молитва – борьба? | |
Молитва – дар благодати, однако она всегда предполагает решительный ответ с нашей стороны, потому что молящийся борется с самим собой, со средой, а прежде всего – с Искусителем, который делает все, чтобы отвратить от молитвы. Молитвенная борьба – неотъемлемая черта духовной жизни. Человек молится так, как живет, потому что живет так, как молится.
|
2725 |
573. Существуют ли возражения против молитвы? | |
Многие, помимо увлечения ошибочными концепциями молитвы, думают, что у них нет времени или что молиться бесполезно. Молящийся может разочароваться перед лицом трудностей или иллюзорных неудач. Преодолеть эти препятствия можно смирением, упованием и постоянством.
|
2726-2728 2752-2753 |
574. Каковы препятствия в молитве? | |
Рассеянность – обычное препятствие для молитвы. Она отвлекает внимание от Бога и может даже открыть нам то, к чему мы привязаны. Поэтому наше сердце должно вновь смиренно обратиться к Господу. Молитве часто угрожает сухость, преодолев которую можно прилепляться в вере к Господу, даже не чувствуя утешения. Уныние – форма духовной лени, вызванная ослаблением бодрствования и недостаточным трезвением сердца.
|
2729-2733 2754-2755 |
575. Как можно укрепить сыновнее доверие к Богу? | |
Сыновнее доверие подвергается испытанию когда мы думаем, что Бог нас не слышит. Тогда нам следует спросить себя: действительно ли мы почитаем Бога как Отца, волю Которого мы стремимся исполнить, или Он для нас лишь средство получить желаемое? Если наша молитва соединяется с Иисусовой молитвой, то, как мы знаем, Он дарует намного более того или иного дара: Самого Святого Духа, Который преображает наши сердца.
|
2734-2741 2756 |
576. Возможно ли всегда молиться? | |
Молиться можно всегда, потому что время христианина – это время воскресшего Христа, Который «с нами во все дни» (Мф 28,20). Молитва и христианская жизнь нераздельны.
|
2742-2745 2757 |
«Творить частую и усердную молитву возможно даже на рынке или во время уединенной прогулки; сидя в ваших лавках, покупая или продавая или даже готовя пищу» (св. Иоанн Златоуст).
|
|
577. Что такое молитва Часа Иисусова? | |
Так называется Первосвященническая молитва Иисуса на Тайной Вечере. Иисус, Первосвященник Нового Завета, обращается с ней к Отцу когда пришел Час Его «перехода» к Нему, Час Его Жертвы. |
2604 2746-2751 2758 |